Архив

Каждый год на ЗПШ проводится множество авторских курсов по различным предметам.

В рамках каждого курса проводится 5 занятий по 60 минут.

Курсы на ЗПШ ведут как действующие учёные и преподаватели, так и студенты. Для нас важно, чтобы заинтересованные в своем деле люди могли попробовать себя в роли автора и ведущего курса и поделиться с другими своими знаниями и навыками.

Ознакомиться со списком курсов прошлых сезонов вы можете ниже.

Вирусологическая рулеткаБиология8, 9, 10 класс
Ведёт:Васька Уграицкая
Кто такие вирусы? Живые или неживые? А я умру, если съем вирус? Как они устроены, как проникают в клетки и может ли организм им противостоять? Всё это в моём курсе, посвящённом вирусам! Бонусом — отдельная история про грипп, ВИЧ и бешенство (если быстро пройдём основной материал).
Иммунология на страже здоровьяБиология6, 7, 8 класс
Ведёт:Ирина Поверенная
Каждый день наш организм ведёт активную борьбу с неприятелями: вредными бактериями и вирусами. Для этого у него есть своя настоящая армия, которая называется иммунной системой. В этом курсе мы разберём ее многочисленный состав, узнаем подробнее, кто нам угрожает, обсудим пути распознавания вражеских агентов и дальнейшего им сопротивления, а также превентивные меры для поддержания нашей армии в полной боевой готовности.
Как же это узнают?
Теория и практика естественно-научных исследований
Биология5, 6, 7, 8 класс
Ведёт:Алексей Евсюнин
Изучение живой природы — занятие не только увлекательное, но и очень серьёзное. Современная наука предоставляет исследователям удивительные возможности, сотни методик и, конечно, — долгожданные или, наоборот, неожиданные результаты в конце захватывающей работы! Как стать настоящим натуралистом, почему учёных влечёт «в поля» и что они там делают, как применить методики на практике, и какой смысл во всём этом? Данный курс — маленький путь от вопросов к ответам.
Лабиринты мозгаБиология5, 6, 7, 8 класс
Ведут:Екатерина Першина,Игорь Иванов
Внутри нашей головы, в мозге, каждую секунду кипит работа. Отчасти мозг похож на химическую, биологическую и физическую лабораторию одновременно. На курсе мы попробуем разобраться, как же там всё устроено и какие эксперименты ведутся. Поговорим о её сотрудниках — нейронах и их помощниках — глиальных клетках. В одиночку в лаборатории-мозге ничего не получится сделать, поэтому нейронам обязательно нужно устанавливать друг с другом контакты — синапсы. Именно благодаря слаженной работе мозга организм реагирует на изменения окружающей среды, мы ощущаем цвет, вкус, звуки, целенаправленно двигаемся. Кроме того, в мозге хранится память, этому мы посвятим отдельное занятие и даже сделаем исследование на крысе в лабиринте. А что же будет, если в работе мозга «что-то пойдёт не так»? Мы расскажем про социально важные заболевания мозга.
О том, как учёные узнавать геном человека не хотели, затем передумали, и что из этого получилось Биология8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Надежда Потапова
В этом курсе мы узнаем, как люди жили до расшифровки ДНК человека. Мы поговорим о том, как известные учёные хитрили и соревновались в желании первыми прочесть геном и к чему это привело. А в завершение обсудим, как это поменяло нашу жизнь и какое будущее обещает.
Органы чувств — как им ЭТО удается?Биология7, 8, 9 класс
Ведёт:Наталья Викторовна Брик
Каждому из нас «выдан» совершенно замечательно устроенный организм. И мы им пользуемся, в том числе для восприятия внешнего мира. Как наш организм распознает звук? Как работает с громкостью? А вы знаете, что есть специальная, самая маленькая, мышца, которая подавляет предельную громкость? А почему у кошек светятся глаза из-под дивана? У нас, кстати, не светятся? Видят ли дальтоники цвета светофора? А ощущение запахов — это почти волшебно. Самый сложный ощущательный механизм, к слову. Для запахов нет «модельных» образцов, каждый — собран уникально в результате невероятной работы мозга. А как другие животные чувствуют вкус? Обо всём этом мы поговорим на курсе.
Приключения генома и как его понятьБиология8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Анна Жданова
Современная биология и медицина оперируют множеством сложных понятий в публикациях и научно-популярных текстах. Набрать достаточное количество знаний, необходимое для свободного владения сложными методами в исследовательской работе, — процесс долгий и непростой, основы которого будут положены на данном курсе. Будут рассмотрены принципы функционирования генома в клетке и организме, их медицинское значение, строение и роли генетических элементов. Вы приобретёте стойкие знания основ молекулярной биологии, популяционной генетики и эпидемиологии, умение решать генетические задачи сложного уровня и интерпретировать медицинские исследования. Не стесняйтесь задавать вопросы, а что останется непонятным, можно обсудить в свободное время.
ПротистологияБиология7, 8, 9 класс
Ведут:Настя Фокина,Настя Петренко
Почему псевдогрибы не родственники грибов, а раковинные амёбы не имеют отношения к обычным? Как выглядит современная система живого мира и на каких принципах она построена? Как устроены существа, тело которых состоит всего из одной клетки? На этом курсе мы поговорим о том, кто такие «простейшие», откуда они появились и как влияют на нашу жизнь.
Филогенетика: новый взгляд на ЖизньБиология7, 8, 9 класс
Ведут:Даня Бобровский,Настя Авсеенко
Учёные всегда пытались как-то систематизировать живой мир. Например, поделить его на царства: Животные, Растения, Грибы. Теория Дарвина связала систематику с эволюционным происхождением, или филогенезом. Древо Жизни обрастало всё новыми подробностями. Но вдруг все стройные построения рухнули: анализ ДНК открыл совершенно новые возможности для изучения родственных связей между организмами. Появилась новая наука — молекулярная филогенетика. Многие её открытия стали противоречить классическим идеям, и за последние 20–30 лет Древо Жизни преобразилось до неузнаваемости. На курсе мы обсудим, как по последовательностям ДНК узнать родословную вида, кто такие эукариоты и откуда они взялись, как филогенетика помогает бороться с паразитами, а также почему мы всего лишь личинки губок.