Архив

Каждый год на ЗПШ проводится множество авторских курсов по различным предметам.

В рамках каждого курса проводится 5 занятий по 60 минут.

Курсы на ЗПШ ведут как действующие учёные и преподаватели, так и студенты. Для нас важно, чтобы заинтересованные в своем деле люди могли попробовать себя в роли автора и ведущего курса и поделиться с другими своими знаниями и навыками.

Ознакомиться со списком курсов прошлых сезонов вы можете ниже.

Как из нефти сделать жвачку
Процессы и аппараты нефтехимических производств
Химия8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Дима Рощин
Нефть и газ — ценнейшие природные ресурсы, из них можно получить очень много полезного, начиная от топлива и заканчивая, да-да, жвачкой. Но как это происходит? Как из чёрной вязкой жижи получают всё то, с чем мы имеем дело каждый день? Об этом вы узнаете на нашем курсе.
Как работает интернет: история, поисковые технологии, реклама и сбор информации, шифрованиеIT, Программирование7, 8, 9, 10 класс
Ведёт:Аня Чехлова
Все, наверное, пользуются сетью Интернет. А знаете ли вы, как и когда она появилась? Где хранится и какими путями к вам попадает информация, которую вы получаете из интернета? Как собирают и хранят информацию поисковые системы, чтобы потом быстро найти ответ на ваш вопрос? Кто оплачивает бесплатные ресурсы? Как проверяют пароли, не храня их на диске? Как передать секретную информацию человеку, с которым вы никогда не встречались? Как узнать, кем на самом деле написана скачанная из сети программа, которую вы хотите установить на свой компьютер? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с работой сети Интернет, мы будем обсуждать на занятиях.
Как устроены случайности
Практическое введение в теорию вероятностей
Математика9, 10, 11 класс
Ведёт:Алексей Бочкарев
Когда мы подбрасываем монетку, делаем тест на COVID или получаем вариант контрольной -- мы сталкиваемся со случайностями. Но как они устроены? Как их описать? Можно ли смоделировать длину поста "ВКонтакте" как случайную величину? А художественный текст -- как случайный набор букв? В основе ответов на эти вопросы лежит теория вероятностей. Мы обсудим основные идеи на примерах (кое-где, на Python), но без погружения в доказательства. Для 9-11 классов, специальной подготовки не нужно.
Как учёные науку об обществе придумывали: какой она должна быть?
Что такое общество с точки зрения социолога?
Социальные науки9, 10, 11 класс
Ведёт:Лилия Иликова
Социальная физика, социальная механика, а, может быть, социальная биология? На этом курсе вы узнаете, что социология — это не только «заполнить анкету» и «выбрать ответы на вопросы». По каким законам устроено общество? Что такое социальная статика и социальная динамика. Что такое социальная стратификация и социальная мобильность? Мы познакомимся с основоположниками социологии, одним из которых был Питирим Сорокин — самый известный российский социолог. Его идеи об устройстве общества до сих пор не утратили своей актуальности, несмотря на то, что он родился 130 лет назад.
Кирпичики мироздания
Физика элементарных частиц
Физика7, 8, 9 класс
Ведёт:Паша Мошарев
Всё, что нас окружает, состоит из атомов. Атомы — из ядер и электронов. Ядра атомов — из протонов и нейтронов. Протоны и нейтроны тоже из чего-то состоят. Есть ли в мире что-то ещё? Как это найти и как всё это устроено? Попробуем разобраться.
Когнитивная психология, или туда и обратноПсихология9, 10, 11 класс
Ведёт:Полина Кривых

— Бэрримор, что это?

— Психология, сэр.

— Что она делает?

— Экспериментирует, сэр.

Обычно при слове «психология» все представляют себе дедушку Фрейда и коронную фразу: «Вы хотите поговорить об этом?» Но неужели вся психология сводится просто к разговорам? Конечно, нет! С самого зарождения психологии как науки проводилось множество экспериментов, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвигаемые гипотезы и теории. Вместе мы попробуем многое проверить на практике. Каждый день мы будем повторять психологические эксперименты или разбирать психологические тесты. А потом обсуждать результаты и узнавать, почему получилось то, что получилось. Как думаете, вы можете за 50 миллисекунд запомнить огромную таблицу цифр? Заметить девушку с зонтиком, идущую по полю во время игры в баскетбол? Разглядеть правду в зрительной иллюзии? Давайте проверим!

Крутые парни не смотрят на взрывы
Физика взрыва и психология переживших взрыв
Психология, Физика9, 10, 11 класс
Ведут:Иван Рандошкин,Настя Шеломова
Мы будем говорить про то, что такое взрывы, как они происходят и какие виды их бывают. Мы узнаем, что такое мегатонна тротила и что лучше поддержит огонь: взрывчатка или макароны! Обсудим, с какими психологическими последствиями сталкивается человек в чрезвычайных ситуациях и как можно помочь себе и соседу. Научимся отличать панику от панической атаки, а острый стресс от ПТСР.
Лингвистический ликбез для Natural Language ProcessingЛингвистика8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Анна Ройтберг
Мы каждый день ищем что-то в поисковиках, замечаем ошибки в сообщениях, потому что их подчеркнул "спелчекером", переводим автоматическими переводчиками. За всем этим стоя сиcтемы автоматической обработки языка - Natural Language Processing (NLP). Есть еще масса применений NLP, с которыми мы постоянно сталкиваемся, даже не догадываясь об их существовании. На курсе вы узнаете, какие знания о языке полезны, чтобы создавать такие системы, а также почему даже самые умные модели все еще не научились говорить как мы с вами.
Любовь, смерть, вино и славянские языки
Славянское лингвострановедение в песнях
Лингвистика, Музыка8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Маша Громова
Славяне — это что-то древнее и скучное? Нет. Славянские языки похожи на русский, разве что в них много шипящих, и выучить любой славянский язык — раз плюнуть? Тоже нет. Мы будем слушать (и петь, если захотим) хорошие песни на славянских языках. И поймём, что славянские языки очень разные. Всё, что мы услышим в песне, мы разберём — и познакомимся со структурой языка; со страной, в которой на нём говорят; с событиями, о которых поётся. А если захотите — попробуем перевести и спеть по-русски.
Люди, которые изменили всё. МинимумвсёИстория9, 10, 11 класс
Ведёт:Пётр Власов
Мы обсудим людей и события, изменивших мировую цивилизацию, на примерах конкретных исторических событий и учёных, живших в соответствующие времена. Постараемся разобраться, сколь разными бывают отношения ярких людей и общества, как на этих отношениях сказываются исторические, политические и прочие обстоятельства. А главное — мы присмотримся, насколько свободны в своих поступках люди, меняющие мир.