Архив

Каждый год на ЗПШ проводится множество авторских курсов по различным предметам.

В рамках каждого курса проводится 5 занятий по 60 минут.

Курсы на ЗПШ ведут как действующие учёные и преподаватели, так и студенты. Для нас важно, чтобы заинтересованные в своем деле люди могли попробовать себя в роли автора и ведущего курса и поделиться с другими своими знаниями и навыками.

Ознакомиться со списком курсов прошлых сезонов вы можете ниже.

«Завяжи узелок…»
Теория узлов
Математика8, 9 класс
Ведёт:Борис Демешев
Математика изучает не только числа и даже, чаще всего, не числа, а объекты самой разной природы. Например, математика изучает узлы! Как математики записывают узел? Как проверить, что две записи соответствуют одному узлу? Как развязать узел? Что такое коса с точки зрения математика? Как связаны узлы и раскраски? Что такое инвариант? Какой узел закодирован скобками (((([))))]? Мы постараемся ответить на эти и другие вопросы, а заодно научимся вязать несколько самых настоящих морских узлов.
Байесовский Заговор
Введение в мир учёных и рационалистов
Математика, Психология10, 11 класс
Ведут:Митя Чернаков,Катя Дагкесаманская
Что вы знаете и почему вы думаете, что вы это знаете? Задавая этот вопрос другим и самому себе о предметах и явлениях вокруг снова и снова, вы быстро обнаружите себя в мире, довольно отличном от привычного, но куда более интересном. Многие из людей, которые так поступили, становились учёными. Во время курса попробуем понять, что нового можно открыть, задавая один вопрос. Разберёмся, как быть учёными, формулировать гипотезы, ставить эксперименты и что делать с их результатами. Слышали о когнитивных искажениях? Кто они такие и зачем с ними вообще считаться — тоже обсудим.
Дискретная математикаМатематика9, 10, 11 класс
Ведёт:Артём Брустовецкий
Однажды великий математик Леонард Эйлер, гуляя по старинному городу Кёнигсбергу, задался вопросом: а можно ли пройти по всем семи кёнигсбергским мостам так, чтобы на каждом из них побывать лишь один раз и вернуться к месту, откуда начал прогулку? Размышляя над этим вопросом, Эйлер открыл новую математическую теорию, теорию графов, которая впоследствии попадёт в область под названием «дискретная математика». На курсе мы попытаемся вникнуть в эту самую математику, убедимся, что это огромная и крайне увлекательная область со множеством парадоксов и занимательных следствий в реальной жизни. Курс особенно рекомендуется школьникам, собирающимся сдавать экзамены по математике/информатике.
Квантовые вычисленияIT, Программирование, Математика10, 11 класс
Ведёт:Борис Демешев
Дорогой школьник, давай попробуем разобраться, как могут работать возможные компьютеры будущего, основанные на квантовых алгоритмах! Обычные компьютеры творят чудеса, хотя умеют всего-то быстро-быстро выполнять логические действия И, ИЛИ и НЕ. А какие элементарные действия умеют выполнять квантовые компьютеры? А что из этих действий можно сконструировать? Мы попробуем понять, что скрывается за такими красивыми словами, как сверхплотное кодирование или квантовая телепортация. По дороге мы узнаем, что такое комплексные числа и познакомимся с бра и кетами. Сюжет довольно сложный и, конечно, не входит в школьную программу, и, честно говоря, я и сам до конца не знаю, сколь далеко нам удастся пройти по этой тропе. Но я очень постараюсь, чтобы было понятно, ведь возможно именно ты будешь создавать программы для квантовых компьютеров!
Коммуникационная сложностьМатематика10, 11 класс
Ведёт:Илья Райко
В 1979 году Эндрю Яо начал рассматривать следующий класс задач. Представим, что у Алисы есть одни данные (результаты экспериментов), а у Боба есть другие. И по этим данным они хотят вычислить некоторую функцию f от этих данных. Мы считаем, что Алиса и Боб находятся в научных центрах в разных концах планеты: у них есть «очень быстрые» суперкомпьютеры и почти бесконечные хранилища данных, но «очень узкий» канал связи. Поэтому мы хотим минимизировать данные, которые Алиса и Боб отправляют друг другу, не заботясь о ресурсах, потраченных на локальные вычисления. Возникает вопрос: можно ли как-то оценить количество сообщений Алисы и Боба? В курсе мы познакомимся с методами получения оценок для таких задач. Затем мы рассмотрим вероятностную модель коммуникационных вычислений: Алисе и Бобу разрешается подкидывать монетку и отвечать в зависимости от результата броска. В конце курса мы поговорим о некоторых приложениях коммуникационной сложности, а именно о задаче деления сети пополам (и приложении к VLSI), о приложениях в построении оценок для структур данных и попытаемся дать ответ, почему сложную задачу можно решать либо долго, либо используя много памяти.
Математический рассолМатематика5, 6, 7 класс
Ведёт:Ольга Васильевна Оводова
Если поместить огурчик в рассол, он непременно просолится. Будем играть в игры с математическим содержанием, а знания будут оседать в голове сами по себе.
Многогранники из конструктора и из бумагиМатематика5, 6, 7, 8 класс
Ведёт:Аня Чехлова
Мы с вами окунёмся в красивейший раздел математики, изучающий многогранники, которые не проходят в школе. Соберём из конструктора все правильные многогранники, докажем и проверим теорему Эйлера, узнаем, как отсечь уголки у правильных фигур, чтобы получить кубоктаэдр, икосододекаэдр и другие красивые шары с невероятными названиями из правильных многоугольников. Обязательно соберём их из конструктора, а самые понравившиеся склеим из картона, чтобы взять домой.
Прокачка мозга
Логика
Математика5, 6, 7 класс
Ведёт:Наталья Волкова
Ты не очень сильный и делаешь ставку на мозг? Или, наоборот, ты сильный, но хочется, чтобы не это было главным твоим достоинством? Приходи и прокачай свой мозг! Ты сможешь удивить друзей хитрой задачкой и блеснуть своим умением найти истину в запутанной истории.
Хочу знать всё. МинимумвсёБиология, Математика, Физика, Химия9, 10, 11 класс
Ведёт:Пётр Власов
Курс посвящён обсуждению прогресса естественных наук — физики, математики, химии, биологии, на примере траектории развития медицины, точнее — лекарственной индустрии. Мы отследим, как цивилизация пришла к нынешнему «рациональному» созданию — по сути, конструированию — лекарств, как на этом пути учёные и инженеры делали открытия и развивали технологии практически во всех сферах знания. Что служило предпосылками к такому развитию? Как определялось дальнейшее направление прогресса? Где мы находимся сейчас — и куда (предположительно) будем двигаться дальше — не только в лекарственной индустрии, а вообще в науке и технике?.. Об этих вопросах мы поговорим на курсе.
Шеньчженьский работник
Схемотехника
Математика, Физика8, 9, 10, 11 класс
Ведут:Андрей Оводов,Осип Фаткуллин
Из чего состоит электронное устройство? Кто-то скажет, что из транзисторов, резисторов и т.д., кто-то — что из процессоров, оперативной памяти и жёстких дисков, и оба одновременно могут быть правы. Мы же рассмотрим электронику на логическом уровне, научимся из самых простых логических выражений (И, ИЛИ, НЕ) конструировать сложные устройства и соберём модель калькулятора.