Архив

Каждый год на ЗПШ проводится множество авторских курсов по различным предметам.

В рамках каждого курса проводится 5 занятий по 60 минут.

Курсы на ЗПШ ведут как действующие учёные и преподаватели, так и студенты. Для нас важно, чтобы заинтересованные в своем деле люди могли попробовать себя в роли автора и ведущего курса и поделиться с другими своими знаниями и навыками.

Ознакомиться со списком курсов прошлых сезонов вы можете ниже.

Когнитивная психология, или туда и обратноПсихология9, 10, 11 класс
Ведёт:Полина Кривых

— Бэрримор, что это?

— Психология, сэр.

— Что она делает?

— Экспериментирует, сэр.

Обычно при слове «психология» все представляют себе дедушку Фрейда и коронную фразу: «Вы хотите поговорить об этом?» Но неужели вся психология сводится просто к разговорам? Конечно, нет! С самого зарождения психологии как науки проводилось множество экспериментов, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвигаемые гипотезы и теории. Вместе мы попробуем многое проверить на практике. Каждый день мы будем повторять психологические эксперименты или разбирать психологические тесты. А потом обсуждать результаты и узнавать, почему получилось то, что получилось. Как думаете, вы можете за 50 миллисекунд запомнить огромную таблицу цифр? Заметить девушку с зонтиком, идущую по полю во время игры в баскетбол? Разглядеть правду в зрительной иллюзии? Давайте проверим!

Коммуникационная сложностьМатематика10, 11 класс
Ведёт:Илья Райко
В 1979 году Эндрю Яо начал рассматривать следующий класс задач. Представим, что у Алисы есть одни данные (результаты экспериментов), а у Боба есть другие. И по этим данным они хотят вычислить некоторую функцию f от этих данных. Мы считаем, что Алиса и Боб находятся в научных центрах в разных концах планеты: у них есть «очень быстрые» суперкомпьютеры и почти бесконечные хранилища данных, но «очень узкий» канал связи. Поэтому мы хотим минимизировать данные, которые Алиса и Боб отправляют друг другу, не заботясь о ресурсах, потраченных на локальные вычисления. Возникает вопрос: можно ли как-то оценить количество сообщений Алисы и Боба? В курсе мы познакомимся с методами получения оценок для таких задач. Затем мы рассмотрим вероятностную модель коммуникационных вычислений: Алисе и Бобу разрешается подкидывать монетку и отвечать в зависимости от результата броска. В конце курса мы поговорим о некоторых приложениях коммуникационной сложности, а именно о задаче деления сети пополам (и приложении к VLSI), о приложениях в построении оценок для структур данных и попытаемся дать ответ, почему сложную задачу можно решать либо долго, либо используя много памяти.
Крутые парни не смотрят на взрывы
Физика взрыва и психология переживших взрыв
Психология, Физика9, 10, 11 класс
Ведут:Иван Рандошкин,Настя Шеломова
Мы будем говорить про то, что такое взрывы, как они происходят и какие виды их бывают. Мы узнаем, что такое мегатонна тротила и что лучше поддержит огонь: взрывчатка или макароны! Обсудим, с какими психологическими последствиями сталкивается человек в чрезвычайных ситуациях и как можно помочь себе и соседу. Научимся отличать панику от панической атаки, а острый стресс от ПТСР.
Любовь, смерть, вино и славянские языки
Славянское лингвострановедение в песнях
Лингвистика, Музыка8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Маша Громова
Славяне — это что-то древнее и скучное? Нет. Славянские языки похожи на русский, разве что в них много шипящих, и выучить любой славянский язык — раз плюнуть? Тоже нет. Мы будем слушать (и петь, если захотим) хорошие песни на славянских языках. И поймём, что славянские языки очень разные. Всё, что мы услышим в песне, мы разберём — и познакомимся со структурой языка; со страной, в которой на нём говорят; с событиями, о которых поётся. А если захотите — попробуем перевести и спеть по-русски.
Люди, которые изменили всё. МинимумвсёИстория9, 10, 11 класс
Ведёт:Пётр Власов
Мы обсудим людей и события, изменивших мировую цивилизацию, на примерах конкретных исторических событий и учёных, живших в соответствующие времена. Постараемся разобраться, сколь разными бывают отношения ярких людей и общества, как на этих отношениях сказываются исторические, политические и прочие обстоятельства. А главное — мы присмотримся, насколько свободны в своих поступках люди, меняющие мир.
Магия в фольклореЛитература7, 8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Катя Пальмина
Что такое магия в системе русского фольклора? Какое место она занимает в жизни людей? Что такое двоемирие в фольклоре и литературе? Ответы на эти и множество других вопросов вы узнаете на этом курсе. Мы поговорим о календарных обрядах, гаданиях, традиционной свадьбе и похоронах, заговорах и заклинаниях. Вы узнаете, как отличать присушку от отсушки, как правильно колядовать, что делать на Масленицу и Троицу и куда именно нужно кидать сапожок, чтобы найти суженого.
Напишем. Сократим.Литература8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Катя Анисимова
Тексты везде. Даже это — текст. Пройдя курс, вы узнаете, как написать хороший, информативный текст. Мы поговорим про то, с чего начинается текст, как он устроен и как сделать так, чтобы его дочитали до точки. Или до смайлика:)
О том, как учёные узнавать геном человека не хотели, затем передумали, и что из этого получилось Биология8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Надежда Потапова
В этом курсе мы узнаем, как люди жили до расшифровки ДНК человека. Мы поговорим о том, как известные учёные хитрили и соревновались в желании первыми прочесть геном и к чему это привело. А в завершение обсудим, как это поменяло нашу жизнь и какое будущее обещает.
Обработка больших объёмов данныхIT, Программирование8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Олег Ивченко
У каждого из вас есть смартфон, планшетный ПК, ноутбук. Все они постоянно генерируют большое количество трафика (это могут быть ваши запросы в поисковике, публикуемые фото и видео) и отправляют в различные интернет-сервисы. Анализ этих данных полезен как для внутренних нужд сервиса (поиск самых популярных фотографий, пользователей), так и для внешних (поиск похожих фотографий, аудиозаписей). Количество данных постоянно растёт, поэтому проводить анализ нужно быстро. С такой задачей не может справиться один компьютер, какой бы мощностью он не обладал. В рамках курса вы познакомитесь с основными алгоритмами обработки больших объёмов данных и с инструментами, которые позволяют не задумываться, где и на каком количестве машин происходит анализ.
Образ вампира (страшного и не очень) в литературеЛитература9, 10, 11 класс
Ведёт:Полина Федотова
В нашем курсе для очень храбрых духом мы займёмся глубоким литературным анализом и сравнением героев-вампиров из произведений разных эпох и стран. Мы внимательно рассмотрим образ вампира в литературе: с того момента, как он начал набирать популярность, и заканчивая его трансформацией в современном мире. Мы разберёмся в том, почему он так сильно укрепился в мировой литературе, как изменялся в соответствии с развитием литературного процесса в определённой стране, как разные писатели заимствовали друг у друга характеристики, связанные с этим образом (боится дневного света, не отражается в зеркалах, давится чесноком и т.д.), и какие из этих характеристик до сих пор активно используются в произведениях о вампирах, а какие — нещадно высмеиваются. Да и просто поговорим о тех рассказах, повестях и романах, которые оказали большое влияние на популяризацию образа вампира в мировом искусстве.