Архив

Каждый год на ЗПШ проводится множество авторских курсов по различным предметам.

В рамках каждого курса проводится 5 занятий по 60 минут.

Курсы на ЗПШ ведут как действующие учёные и преподаватели, так и студенты. Для нас важно, чтобы заинтересованные в своем деле люди могли попробовать себя в роли автора и ведущего курса и поделиться с другими своими знаниями и навыками.

Ознакомиться со списком курсов прошлых сезонов вы можете ниже.

Тайная жизнь бактерий: строение, метаболизм и физиология ростаБиология9, 10, 11 класс
Ведут:Наталия Маркелова,Анастасия Сырочева
На занятиях вы узнаете об отличиях в строении различных видов бактерий, научитесь готовить микробиологические препараты и сможете их рассмотреть под микроскопом. Мы вырастим бактерии, живущие в различных экологических нишах, и экспериментальным путем выясним, какие сахара они способны переваривать. Поговорим о механизмах, которые позволяют им это делать. Вы сможете узнать о социальной жизни микробов и о молекулах, помогающих бактериям вести межвидовые войны, договариваться о совместном использовании ресурсов и даже управлять биологическими процессами сложноорганизованных животных.
Ученология. Люди, которые изменили науку и общество.Социальные науки9, 10, 11 класс
Ведёт:Пётр Власов
Мы обсудим людей и события, изменивших мировую цивилизацию - на примерах конкретных отрезков истории и учёных, живших в соответствующие времена. Постараемся разобраться, сколь разными бывают отношения ярких людей и общества, как на этих отношениях сказываются социальные, политические и прочие обстоятельства. А главное - мы присмотримся, насколько свободны в своих поступках люди, меняющие мир.
Учимся учитьсяПсихология8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Герман Каневский
Обзор базовых техник и инструментов, повышающих эффективность собственного обучения в области науки, математики, спорта и многих других дисциплин. Удивительно (нет), но зазубривание — это не самый надежный способ хорошо ориентироваться в сложных предметах. На курсе мы разберём, какие альтернативы есть у зубрёжки, отработаем их и постараемся осознать настолько, чтобы вы могли начать применять их в жизни, а ещё обсудим базовые проблемы психики, которые обычно мешают нам учиться.
Физические явления в быту — теория, практика, экспериментыФизика8, 9 класс
Ведёт:Анна Шишкина
В этом курсе мы присмотримся к тому, что окружает нас дома — например, на кухне. Какие физические явления происходят каждый день, а мы и не задумываемся над этим? А что ещё можно сделать «физического» с тем, что есть у нас дома? Изучим. Подумаем. Заглянем внутрь. Поэкспериментируем.
Филогенетика: новый взгляд на ЖизньБиология7, 8, 9 класс
Ведут:Даня Бобровский,Настя Авсеенко
Учёные всегда пытались как-то систематизировать живой мир. Например, поделить его на царства: Животные, Растения, Грибы. Теория Дарвина связала систематику с эволюционным происхождением, или филогенезом. Древо Жизни обрастало всё новыми подробностями. Но вдруг все стройные построения рухнули: анализ ДНК открыл совершенно новые возможности для изучения родственных связей между организмами. Появилась новая наука — молекулярная филогенетика. Многие её открытия стали противоречить классическим идеям, и за последние 20–30 лет Древо Жизни преобразилось до неузнаваемости. На курсе мы обсудим, как по последовательностям ДНК узнать родословную вида, кто такие эукариоты и откуда они взялись, как филогенетика помогает бороться с паразитами, а также почему мы всего лишь личинки губок.
Фотосинтез: просто добавь воды, углекислого газа и пару десятков ферментов!Биология10, 11 класс
Ведут:Татьяна Бессонова,Никита Хабибуллин
Что мы видим при взгляде на нашу планету из космоса? Преимущественно зелёный и голубой цвета, покрывающие нашу планету чуть ли не целиком. Голубой — это цвет Мирового океана. Ну а зелёный, конечно же, принадлежит наземным растениям — фотосинтезирующим организмам. Их цвет определяется хлорофиллом, а фотосинтез является основой их питания и существования. Как протекает этот процесс? Почему хлорофилл именно зелёный, а не красный или жёлтый? Что произойдёт, если человеку под кожу ввести хлоропласты: сможет ли организм использовать продукты фотосинтеза для своей жизнедеятельности? Об этом мы с вами поговорим на нашем курсе!
Химия: перезагрузкаХимия8, 9 класс
Ведёт:Саша Петров
На курсе мы обсудим, сколько рук у атома, какие войны бывают в химии и почему вода проводит ток. Вы увидите своими глазами (да-да, будут эксперименты) и научитесь писать все основные реакции в химии и никогда не впадёте в ступор от вопроса, что будет, если смешать уксус с содой. Если школьные учебники (или учителя) отбили желание даже прикасаться к этой науке — приходите, знакомство с химией будет приятным!
Хочу знать всё. МинимумвсёБиология, Математика, Физика, Химия9, 10, 11 класс
Ведут:Пётр Власов,Мария Тутукина
Курс посвящён обсуждению прогресса естественных наук — физики, математики, химии, биологии, на примере траектории развития медицины, точнее — лекарственной индустрии. Мы отследим, как цивилизация пришла к нынешнему «рациональному» созданию — по сути, конструированию — лекарств, как на этом пути учёные и инженеры делали открытия и развивали технологии практически во всех сферах знания. Что служило предпосылками к такому развитию? Как определялось дальнейшее направление прогресса? Где мы находимся сейчас — и куда (предположительно) будем двигаться дальше — не только в лекарственной индустрии, а вообще в науке и технике?.. Об этих вопросах мы поговорим на курсе.
Что такое плазма?Физика8, 9, 10, 11 класс
Ведут:Илья Овчинников,Денис Литвинов,Митя Чернаков
Наверное, ты слышал, что плазмой называется ионизованный газ и что плазмой заполнена большая часть Вселенной. На нашем курсе мы попробуем разобраться, чем свойства плазмы отличаются от свойств газа. Начнём с движения заряженных частиц в электрических и магнитных полях, поговорим о волнах и неустойчивостях. Разберёмся, что вызывает магнитные бури; поговорим о полярных сияниях и о термоядерных реакторах.
Шеньчженьский работник
Схемотехника
Математика, Физика8, 9, 10, 11 класс
Ведут:Андрей Оводов,Осип Фаткуллин
Из чего состоит электронное устройство? Кто-то скажет, что из транзисторов, резисторов и т.д., кто-то — что из процессоров, оперативной памяти и жёстких дисков, и оба одновременно могут быть правы. Мы же рассмотрим электронику на логическом уровне, научимся из самых простых логических выражений (И, ИЛИ, НЕ) конструировать сложные устройства и соберём модель калькулятора.