Архив

Каждый год на ЗПШ проводится множество авторских курсов по различным предметам.

В рамках каждого курса проводится 5 занятий по 60 минут.

Курсы на ЗПШ ведут как действующие учёные и преподаватели, так и студенты. Для нас важно, чтобы заинтересованные в своем деле люди могли попробовать себя в роли автора и ведущего курса и поделиться с другими своими знаниями и навыками.

Ознакомиться со списком курсов прошлых сезонов вы можете ниже.

«А мы летим орбитами…»
Космонавтика, небесная механика
Физика9, 10, 11 класс
Ведёт:Паша Мошарев
Сегодня мы сталкиваемся с космонавтикой даже в повседневной жизни: GPS, спутниковый интернет, спутниковая связь, фото с МКС, прогнозы погоды... В этом курсе я постараюсь рассказать, как спутники движутся по орбите, какие бывают типы орбит, какие параметры приходится рассчитывать при запуске спутников, какие двигатели используются на ракетах, а какие — для коррекции орбиты в космосе. Будут формулы и расчеты.
«Только начал таять снег, ручеёк проснулся. Лентой быстрой голубой к речке потянулся…»
Компьютерное моделирование жидкости методом сглаженных частиц
Физика7, 8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Алексей Кулыгин
Жидкость встречается в самых разных местах и количествах — от океанов и морей до внутренней среды клеток животных и растений. Жидкость можно сделать практически из чего угодно, подобрав подходящие условия (прежде всего, температуру и давление). А как рассчитать поведение жидкости на компьютере? Например, можно вычислять, что происходит с каждой молекулой жидкости по отдельности. Но это будет слишком долго (молекул-то много) и неточно — все вычислительные неточности со временем накапливаются и накладываются друг на друга. Оказывается, жидкость можно поделить на условные частицы (математики и физики назвали их «сглаженными») с необычными математическими свойствами, подходящими для компьютерного расчёта существенно лучше. На нашем курсе мы разберёмся, как такая виртуальная жидкость устроена, поэкспериментируем, выясним, как с её помощью решаются разные практические задачи.
Датчики измерительных системФизика8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Георгий Миловидов
Во время курса вы узнаете, какие бывают датчики и чем они отличаются от детекторов. Рассмотрим их основные метрологические характеристики. А также несколько датчиков разберём и посмотрим, как они работают вживую.
Крутые парни не смотрят на взрывы
Физика взрыва и психология переживших взрыв
Психология, Физика9, 10, 11 класс
Ведут:Иван Рандошкин,Настя Шеломова
Мы будем говорить про то, что такое взрывы, как они происходят и какие виды их бывают. Мы узнаем, что такое мегатонна тротила и что лучше поддержит огонь: взрывчатка или макароны! Обсудим, с какими психологическими последствиями сталкивается человек в чрезвычайных ситуациях и как можно помочь себе и соседу. Научимся отличать панику от панической атаки, а острый стресс от ПТСР.
Расстояние — это не повод грустить, или функция радиального распределения атомов
Аморфные вещества — как в них расположены атомы и как это узнать?
Физика, Химия8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Алексей Кулыгин

Если посмотреть сквозь запотевшее окно на яркий источник света (уличный фонарь или Луну), можно увидеть характерную картинку из нескольких колец (они называются гало). Такая же картинка получится, если источник света заменить на источник электронов, а запотевшее стекло — на тонкую плёнку аморфного вещества. Невзрачная на первый взгляд картинка из нескольких гало на самом деле будет содержать информацию о расстояниях между «соседними» атомами и даже о количестве «соседей» на каждом расстоянии. А из этого уже можно мысленно «собрать» структуру вещества. Причём сделать это может самый обычный школьник.

PS. Атомы в веществе никогда не располагаются совсем случайно. Так, они всегда соблюдают «социальную дистанцию», не приближаясь друг к другу слишком близко. За то время, пока готовился этот курс, слова «социальную дистанцию» всем стали хорошо знакомы. А значит, часть содержания курса вы уже знаете.

Хочу знать всё. МинимумвсёБиология, Математика, Физика, Химия9, 10, 11 класс
Ведёт:Пётр Власов
Курс посвящён обсуждению прогресса естественных наук — физики, математики, химии, биологии, на примере траектории развития медицины, точнее — лекарственной индустрии. Мы отследим, как цивилизация пришла к нынешнему «рациональному» созданию — по сути, конструированию — лекарств, как на этом пути учёные и инженеры делали открытия и развивали технологии практически во всех сферах знания. Что служило предпосылками к такому развитию? Как определялось дальнейшее направление прогресса? Где мы находимся сейчас — и куда (предположительно) будем двигаться дальше — не только в лекарственной индустрии, а вообще в науке и технике?.. Об этих вопросах мы поговорим на курсе.
Что такое плазма?Физика8, 9, 10, 11 класс
Ведут:Илья Овчинников,Денис Литвинов,Митя Чернаков
Наверное, ты слышал, что плазмой называется ионизованный газ и что плазмой заполнена большая часть Вселенной. На нашем курсе мы попробуем разобраться, чем свойства плазмы отличаются от свойств газа. Начнём с движения заряженных частиц в электрических и магнитных полях, поговорим о волнах и неустойчивостях. Разберёмся, что вызывает магнитные бури; поговорим о полярных сияниях и о термоядерных реакторах.
Шеньчженьский работник
Схемотехника
Математика, Физика8, 9, 10, 11 класс
Ведут:Андрей Оводов,Осип Фаткуллин
Из чего состоит электронное устройство? Кто-то скажет, что из транзисторов, резисторов и т.д., кто-то — что из процессоров, оперативной памяти и жёстких дисков, и оба одновременно могут быть правы. Мы же рассмотрим электронику на логическом уровне, научимся из самых простых логических выражений (И, ИЛИ, НЕ) конструировать сложные устройства и соберём модель калькулятора.