25 марта, понедельник | 12:00
Мозг и движения

|
Вячеслав Дубынин доктор биологических наук, профессор биологического факультета МГУ
Для чего человеку нужен коленный рефлекс? Как мы ходим, бегаем и зачем мы при этом машем руками? Где находится и как организована «моторная кора»? По каким принципам работает наш мозжечок? Почему у некоторых людей развивается паркинсонизм? Чем отличается двигательное обучение от других типов формирования памяти?
|
25 марта, понедельник | 15:00
Путь дата-саентиста
 |
Павел Клеменков Chief Data Scientist NVIDIA, соавтор курса по большим данным, Coursera
Чего мне не хватало, когда я оканчивал школу? Хорошего, опытного наставника, который бы дал дельные советы о том, куда пойти учиться, что ботать, да и вообще, зачем всё это может пригодиться? Пройдя большой карьерный путь, но, при этом совершив слишком много ошибок, я хотел бы поделиться с вами опытом. Мы поговорим о том, как машины «учатся», как им в этом «помогает» человек, и зачем такому человеку нужно учить тервер и матан в университете. Почему хорошо программировать — это хорошо. Куда пойти учиться на дата-саентиста и вообще, каков его карьерный путь.
|
26 марта, вторник | 12:00
Научение у животных с точки зрения бихевиориста
 |
Елена Федорович кандидат психологических наук, старший научный сотрудник факультета психологии, руководитель группы зоопсихологии МГУ
С точки зрения бихевиориста — человека, главными задачами которого является формирование, контроль и предсказание поведения и людей, и животных – механизмы научения универсальны. Такие понятия как «оперантное научение», «когнитивные карты», «режимы подкрепления» хорошо известны как изучающим животных кабинетным учёным, так и практикам, решающим широкий ряд вопросов – от дрессировки животных до обучения профессиональным и психологическим навыками специалистов. Мы познакомимся с основными законами формирования поведения путём оперантного научения, а также с ошибками и ограничениями их использования.
|
26 марта, вторник | 15:00
О чём нам могут рассказать зрительные иллюзии
 |
Мария Фаликман доктор психологических наук, руководитель департамента психологии НИУ ВШЭ
Иллюзии восприятия с давних пор интересовали философов и художников, а с середины девятнадцатого столетия их исследованием вплотную занялись учёные. Оказалось, что иллюзии — не просто источник неиссякаемого восхищения для любого из нас, но и тонкий исследовательский инструмент, позволяющий отвечать на вопросы о том, как работает наша зрительная система и восприятие в целом. С 2005 года когнитивные психологи и нейробиологи ежегодно проводят соревнование на лучшую зрительную иллюзию, где важную роль играют не только красота и лаконичность иллюзии, но и её вклад в понимание механизмов человеческой психики. Мы поговорим о том, на какие вопросы позволяет ответить изучение иллюзий восприятия. И конечно, обсудим отдельные наиболее интересные иллюзии!
|
26 марта, вторник | 18:30
Математика выборов
 |
Михаил Гельфанд доктор биологических наук, кандидат физико-математических наук, заместитель директора ИППИ РАН, Профессор Сколтеха и ВШЭ, член Academia Europea
Лекция состоит из двух частей. В первой, комбинаторной, обсуждается, возможна ли идеальная избирательная система. Во второй, статистической, результаты выборов служат как материал для применения различных методов анализа данных.
|
27 марта, среда | 12:00
Немного о физике в живой природе
 |
Aнна Шишкина кандидат технических наук, доцент кафедры физики Уфимского государственного авиационного технического университета
Задумывались ли вы о том, какую роль играют физические явления в жизни растений и животных? А ведь на самом деле природа — это гигантская физическая лаборатория! Что общего у летучей мыши и дельфина? Почему глаза человека не ощущают холода? Зачем термиты строят жилища в форме крыла?
|
27 марта, среда | 15:00
Заблуждения и мифы о Вселенной
 |
Владимир Сурдин кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ГАИШ, доцент физического факультета МГУ
Как и во всём другом вокруг нас, в астрономии тоже бытует немало заблуждений и мифов. Попробуем разобраться!
|
28 марта, четверг | 12:00
Морская археология. Корабли и вещи. Поиск, изучение, сохранение
 |
Роман Прохоров руководитель отдела подводной археологии и реставрации Центра подводных исследований Русского географического общества
Мы живём на планете, 70% которой покрыто водой. С самого начала своей истории, человечество пыталось покорить и использовать для своих нужд бескрайние морские просторы. Это был сложный и опасный путь. Ежегодно погибали тысячи кораблей, унося с собой на дно всё, находилось на их борту – груз, корабельное оснащение и вооружение, личные вещи и, увы – человеческие жизни. По предварительным оценкам, на морском дне покоятся останки более 1,5 миллионов судов. Огромный, уникальный по своему содержанию и сохранности экспонатов музей спрятан в холодных и тёмных водах мирового океана. Как ищут затонувшие корабли, как их изучают, что поднимают археологи с затопленных кораблей и как поднимают сами корабли, как изучают и сохраняют вещи, пробывшие под водой сотни лет.
|
28 марта, четверг | 15:00
Вечная мерзлота и её обитатели
 |
Елизавета Ривкина кандидат геолого-минералогических наук, заведующая лабораторией криологии почв ИФХиБПП РАН
Вечная мерзлота и её обитатели Вечномёрзлые отложения Арктики и Антарктиды являются природными экосистемами, обладающими уникальной особенностью – возможностью естественной низкотемпературной консервации биологического материала и содержащейся в нём генетической информации. Разностороннее изучение таких древних отложений помогает ответить на важнейшие фундаментальные вопросы: как долго в мерзлоте может сохраняться жизнь? каков метаболический статус микроорганизмов, сохранивших свою жизнеспособность в условиях постоянных низких температур? идут ли биохимические процессы и репарация ДНК? Как происходит адаптация? Также мы поговорим об особенностях почв в районах вечной мерзлоты и астробиологических аспектах их исследования.
|
29 марта, пятница | 12:00
Что и зачем писали рунами?


|
Анна Литвина кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, доцент НИУ ВШЭ
Фёдор Успенский доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института славяноведения РАН, профессор НИУ ВШЭ
В лекции речь пойдет о древнейшей письменности германских народов, в особенности скандинавов. Мы поговорим о том, кто, на чём и почему наносил рунические знаки на камни, украшения и предметы обихода.
|
29 марта, пятница | 19:30
Скандинавские скальды — поэзия очевидцев


|
Анна Литвина кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, доцент НИУ ВШЭ
Фёдор Успенский доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института славяноведения РАН, профессор НИУ ВШЭ
В лекции мы обсудим стихи древних скальдов, были ли викинги тончайшими ценителями поэзии, что такое кённинг – как его сконструировать и расшифровать.
|
Онлайн-трансляции и видеозаписи лекций Зимней Пущинской школы стали возможны благодаря поддержке Компании 1С и Сколковского института науки и технологий.