Лекции мамонтов ЗПШ-2018

ЗПШ-2018. Программа лектория

Открыть канал трансляции
(с архивом прошедших лекций)

25 марта, воскресенье | 19:00 / без онлайн-трансляции

Сонные мифы: комментирует наука

Анна Хоружая
Научный и медицинский журналист, заместитель главного редактора портала Neuronovosti.ru 

Что такое сон? Хороший вопрос, ведь наука до сих пор не может дать окончательный ответ. Нет, мы уже знаем, что во сне память переходит из кратковременной в долговременную, что есть те области, которые отвечают за бодрствование, а есть те, которые заставляют мозг засыпать. Мы даже почти поняли, что из себя представляют сновидения. Но вопросов ещё очень и очень много. Однако, человеческий разум не терпит пустоты и все равно пытается на них ответить так, как может, дополняя факты занимательными и загадочными подробностями. На лекции мы с вами постараемся развеять предрассудки и поговорим обо всём: от механики сна и того, что происходит в мозге, пока мы спим, до того, почему сновидения можно считать большой аферой эволюции.

Лекция рекомендована школьникам 5-11 классов

 

26 марта, понедельник | 12:00

Небо становится ближе: исследование Солнечной системы космическими аппаратами

Алексей Паевский
Научный журналист, главный редактор портала Neuronovosti.Ru, научный редактор портала Indicator.Ru 

То, о чем ещё полвека назад писали фантасты, становится реальностью. Сесть на комету? Привезти частичку астероида на Землю? Сфотографировать на Луне советские «Луноходы»? Увидеть вблизи Плутон? Выйти за пределы Солнечной системы? Всё это происходит прямо сейчас или произойдёт в ближайшие месяцы.

Лекция рекомендована школьникам 5-7 классов

 

26 марта, понедельник | 15:00

За дифракционным пределом или как астрономы видят невидимое

Дмитрий Кононов
Кандидат физико-математических наук, научный сотрудник, Институт астрономии РАН 

Как это ни странно, но большинство звёзд даже при разглядывании их в телескоп – даже в самый большой и совершенный – так и остаются для нас просто светящимися точками. А на самом деле, каждая такая точка таит в себе удивительные картины. Например, перетекание вещества с одной звезды на другую. Внимательный читатель сразу остановит меня и спросит: «Секундочку! Ты только что говорил про точки, а теперь про какое-то перетекание. Если они видны только точками, то как же астрономы узнали о перетекании, о форме, о структуре газовых потоков?!» А вот в лекции и попробуем разобраться в том, какие у астрономов (физиков, математиков) есть хитрости, которые позволяют увидеть невидимое; как говорится, заглянем за дифракционный предел.

Лекция рекомендована школьникам 8-11 классов

 

26 марта, понедельник | 18:30

Бесконечности в математике

Михаил Сергеевич Гельфанд
Доктор биологических наук, зам. директора Института проблем передачи информации РАН, профессор МГУ, Сколтеха и Высшей школы экономики, член Academia Europaea 

Все понимают, что два яблока меньше, чем два яблока и ещё одно. Но с бесконечными числами так не получается: чётных положительных чисел столько же, сколько всех натуральных (целых положительных) чисел, хотя среди натуральных есть ещё и нечётные. Более того, натуральных чисел столько же, сколько рациональных (представимых в виде отношения целых), хотя среди рациональных есть очень много нецелых. Может быть все бесконечные множества эквивалентны? Нет. Я объясню, что значит «столько же» применительно к бесконечным множествам, обсужу, какие бывают бесконечные множества, и докажу, что нельзя сосчитать все (вещественные) числа.

Лекция рекомендована школьникам 8-11 классов

 

27 марта, вторник | 12:00

Моделирование адаптивного ответа человека с помощью метаболитов

Евгений Ильич Маевский
Доктор медицинских наук, зав. Лабораторией энергетики биологических систем Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН 

Определение видов метаболитов, которые образуются в тканях при нагрузке  – например, при недостатке кислорода – позволило установить, что они выполняют сигнальную роль в запуске процессов адаптации на уровне целого организма. Вы узнаете, как можно использовать такие метаболиты в качестве лекарственных средств, и почему на их основе создано множество адаптогенов и противогипоксических препаратов.

Лекция рекомендована школьникам 5-7 классов

 

27 марта, вторник | 15:00

Радиоастрономия и её роль в развитии наших представлений о Вселенной

Рустам Давудович Дагкесаманский
Доктор физико-математических наук, директор Пущинской радиоастрономической обсерватории ФИАН 

Космическое радиоизлучение было открыто чуть более 80 лет назад. По сравнению с веками, и даже тысячелетиями, в течение которых человечество познавало окружающий нашу планету Мир, используя лишь узкое оптическое «окно» во Вселенную, это ничтожно малый срок. В то же время, именно за эти последние десятилетия наши представления об окружающем Мире во многом радикально изменились, и радиоастрономия сыграла здесь далеко не последнюю роль. Как мы узнали, что Вселенная эволюционирует, что видимая материя составляет лишь 5% всего сущего?

Лекция рекомендована школьникам 8-11 классов

 

28 марта, среда | 12:00

Сюрпризы взаимодействия игроков

Борис Демешев
Старший преподаватель Высшей школы экономики 

Почему Кортес сжёг корабли? Как водители отреагируют на строительство новой дороги? На нескольких любопытных задачках теории игр мы увидим, что при взаимодействии нескольких игроков результат может быть очень и очень неожиданным!

Лекция рекомендована школьникам 5-7 классов

 

28 марта, среда | 15:00

Математическая составляющая

Николай Андреев
Кандидат физико-математических наук, сотрудник института им. В.А. Стеклова РАН, популяризатор математики, автор проекта «Математические этюды» и книги «Математическая составляющая»
 

В интерактивной лекции обсудим «математическую составляющую» как крупнейших достижений цивилизации, так и математическую «начинку» привычных, каждодневных вещей. В лекции будут использованы материалы книги «Математическая составляющая» (http://book.etudes.ru) и фильмы проекта «Математические этюды» (http://etudes.ru).

Лекция рекомендована школьникам 8-11 классов

 

29 марта, четверг | 12:00

Популяционная генетика кулика-лопатня – вида на грани исчезновения

Фёдор Кондрашов
PhD, эволюционный биолог, заведующий лабораторией эволюционной геномики Австрийского Института науки и технологии (IST Austria) 

В последнее время стремительно падает численность многих видов животных и растений, многие из них окончательно вымирают, то есть исчезают навсегда. Я расскажу о попытках спасти один из таких видов – кулика-лопатня. Он гнездится на Чукотке и северной Камчатке и улетает зимовать в тёплые страны Азии. В последние годы лопатень стал совсем редко встречаться. По оценкам учёных, на данный момент в природе осталось от 500 до 800 птиц. Если хватит времени, я также постараюсь рассказать о нашем исследовании генетики этого вида.

Лекция рекомендована школьникам 5-7 классов

 

29 марта, четверг | 15:00

Эволюция внутри нас

Георгий Базыкин
PhD, заведующий сектором Молекулярной эволюции ИППИ РАН, профессор Сколтеха
 

Биологическая эволюция – это не дела давно минувших дней, а то, с чем человечество имеет дело ежедневно. Речь пойдёт о стороне эволюционной биологии, которая имеет, возможно, наибольшее прикладное значение: о совместной эволюции нашего вида и атакующих его патогенов.

Лекция рекомендована школьникам 8-11 классов

 

30 марта, пятница | 12:00

Имя и власть в домонгольской Руси: От семейных традиций к династическому обиходу

Фёдор Борисович Успенский
Доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института славяноведения РАН, профессор Высшей школы экономики
 

Выбор имени в домонгольской Руси был тесно связан с политической борьбой и стратегией власти. Имена княжеских наследников отражали различные внутренние и международные связи рода, обеспечивали единство династии и её стабильность. Исконное и христианское имя, многоименность, выбор святых покровителей, наречение в честь родичей живых и умерших – всё это части единой системы. Выбор имени Рюриковичей воплощает концентрированную историю княжеского рода, а отчасти и концентрированную историю страны, где этот род правил.

Лекция рекомендована школьникам 5-7 классов

 

30 марта, пятница | 15:00

О, имена! О, нравы: Ономастика как зеркало благочестия в допетровской Руси

Фёдор Борисович Успенский
Доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института славяноведения РАН, профессор Высшей школы экономики
 

Человек допетровской Руси зачастую обладал двумя календарными именами и мог называться, соответственно, Лев / Мемнон, Косма / Тихон, Петр / Андрей, Иван / Иасон или, скажем, Федор / Порфирий. Расцвет русской христианской двуименности приходится на XV–XVII вв. – в это время наиболее отчетливо проявляются все её правила, закономерности и вариации. Источники этого времени погружают нас в мир символического языка дат и имён, где одно поддерживает другое: каждое значимое событие в жизни человека так или иначе связывается с именем святого, на память которого оно происходит, и разумеется, рождение и смерть стоят в этом ряду едва ли не на первом месте.

Лекция рекомендована школьникам 8-11 классов

 

beykoz evden eve nakliyat - çekmeköy evden eve nakliyat - kadıköy evden eve nakliyat - kartal evden eve nakliyat - maltepe evden eve nakliyat - pendik evden eve nakliyat - sancaktepe evden eve nakliyat - sultanbeyli evden eve nakliyat - tuzla evden eve nakliyat - ataşehir evden eve nakliyat - ümraniye evden eve nakliyat - üsküdar evden eve nakliyat - gebze evden eve nakliyat -