Курсы ЗПШ-2019

Аннотации курсов 1 ленты

Введение в микробиологию

Ведут Денис Литвинов и Екатерина Сапунова.

Вымой руки, там же микробы! Кто из вас не слышал этой фразы? А задумывались ли вы, кто такие эти микробы? И все ли они страшны на самом деле? На нашем курсе мы поможем вам заглянуть в незаметный для нас, но огромный микромир, и углубиться в изучение самой значимой его части — бактерий. Почему мясо тухнет? Молоко становится кислым? Как делаются йогурты, вино и сыры? Что заставляет нас болеть? Но помогает нам в пищеварении? На все эти вопросы мы вместе ответим на нашем курсе. Будет и практическая часть: каждый сможет самостоятельно рассмотреть таких маленьких, но имеющих огромное значение жителей микромира.

Рекомендовано ученикам 5–7 классов.

 

Пневматический робот, управляемый Arduino

Муравьи-пауки или робот пневматический автоматический

Ведёт Алексей Кулыгин.

На этом курсе мы из подручных материалов (воздушных шариков, трубочек, скотча и т.п.) сделаем ходячую конструкцию, напоминающую насекомое или паукообразное. На кого именно и насколько похожей она получится — зависит только от вас (впрочем, преподаватели подскажут основные идеи конструкции и помогут разобраться, если что-то не будет работать). «Топливом» для нашего «животного» будет сжатый воздух (такие конструкции называют пневматическими) из воздушного шарика. Сначала мы научимся управлять им вручную, а затем — с помощью программы Arduino, которую сами же и напишем.

Рекомендовано ученикам 5–9 классов.

 

Иммунология на страже здоровья

Ведёт Ирина Поверенная.

Каждый день наш организм ведёт активную борьбу с неприятелями: вредными бактериями и вирусами. Для этого у него есть своя настоящая армия, которая называется иммунной системой. В этом курсе мы разберём ее многочисленный состав, узнаем подробнее, кто нам угрожает, обсудим пути распознавания вражеских агентов и дальнейшего им сопротивления, а также превентивные меры для поддержания нашей армии в полной боевой готовности.

Рекомендовано ученикам 6–8 классов.

 

Органы чувств — как им ЭТО удается?

Ведёт Наталья Викторовна Брик.

Каждому из нас «выдан» совершенно замечательно устроенный организм. И мы им пользуемся, в том числе для восприятия внешнего мира. Как наш организм распознает звук? Как работает с громкостью? А вы знаете, что есть специальная, самая маленькая, мышца, которая подавляет предельную громкость? А почему у кошек светятся глаза из-под дивана? У нас, кстати, не светятся? Видят ли дальтоники цвета светофора? А ощущение запахов — это почти волшебно. Самый сложный ощущательный механизм, к слову. Для запахов нет «модельных» образцов, каждый — собран уникально в результате невероятной работы мозга. А как другие животные чувствуют вкус? Обо всём этом мы поговорим на курсе.

Рекомендовано ученикам 7–9 классов.

 

 

Филогенетика: новый взгляд на Жизнь

Ведёт Даня Бобровский.

Учёные всегда пытались как-то систематизировать живой мир. Например, поделить его на царства: Животные, Растения, Грибы. Теория Дарвина связала систематику с эволюционным происхождением, или филогенезом. Древо Жизни обрастало всё новыми подробностями. Но вдруг все стройные построения рухнули: анализ ДНК открыл совершенно новые возможности для изучения родственных связей между организмами. Появилась новая наука — молекулярная филогенетика. Многие её открытия стали противоречить классическим идеям, и за последние 20–30 лет Древо Жизни преобразилось до неузнаваемости. На курсе мы обсудим, как по последовательностям ДНК узнать родословную вида, кто такие эукариоты и откуда они взялись, как филогенетика помогает бороться с паразитами, а также почему мы всего лишь личинки губок.

Рекомендовано ученикам 7–9 классов.

 

Геном человека

О том, как учёные узнавать геном человека не хотели, затем передумали, и что из этого получилось

Ведёт Надежда Потапова.

В этом курсе мы узнаем, как люди жили до расшифровки ДНК человека. Мы поговорим о том, как известные учёные хитрили и соревновались в желании первыми прочесть геном и к чему это привело. А в завершение обсудим, как это поменяло нашу жизнь и какое будущее обещает.

Рекомендовано ученикам 8–11 классов.

 

Тайная жизнь бактерий: строение, метаболизм и физиология роста

Ведут Наталия Маркелова и Анастасия Сырочева.

На занятиях вы узнаете об отличиях в строении различных видов бактерий, научитесь готовить микробиологические препараты и сможете их рассмотреть под микроскопом. Мы вырастим бактерии, живущие в различных экологических нишах, и экспериментальным путем выясним, какие сахара они способны переваривать. Поговорим о механизмах, которые позволяют им это делать. Вы сможете узнать о социальной жизни микробов и о молекулах, помогающих бактериям вести межвидовые войны, договариваться о совместном использовании ресурсов и даже управлять биологическими процессами сложноорганизованных животных.

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

Балансы в химии

Ведёт Саша Петров.

Начинают дрожать коленки, когда коэффициент в уравнении реакции больше 5? Тогда мы идём к вам! На курсе ты узнаешь как минимум о трёх способах расстановки коэффициентов в сложных реакциях и в конце сможешь без проблем уравнивать реакции с коэффициентами хоть 20, хоть 100. Для закрепления материала будем делать эксперименты!

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

Хочу знать всё. Минимумвсё

Ведут Пётр Власов и Маша Тутукина.

Курс посвящён обсуждению прогресса естественных наук — физики, математики, химии, биологии, на примере траектории развития медицины, точнее — лекарственной индустрии. Мы отследим, как цивилизация пришла к нынешнему «рациональному» созданию — по сути, конструированию — лекарств, как на этом пути учёные и инженеры делали открытия и развивали технологии практически во всех сферах знания. Что служило предпосылками к такому развитию? Как определялось дальнейшее направление прогресса? Где мы находимся сейчас — и куда (предположительно) будем двигаться дальше — не только в лекарственной индустрии, а вообще в науке и технике?.. Об этих вопросах мы поговорим на курсе.

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

Всадник с головой (картины, статуи, сюжеты)

Ведёт Оля Кузнецова.

Почему раз ехать верхом, то непременно на коне? Если посмотреть на средневековые изображения, то можно увидеть человечков, оседлавших драконов, улиток и даже рыб! Рыцари и скелеты едут куда-то на страшных львах, фигуры со средневековых икон сидят на радуге, луне, ангелах, и не забудьте, что весь мир покоится на спине огромной черепахи! Мы будем вместе разглядывать чудесные картинки и обсуждать, откуда взялись все эти сюжеты и как отразились в наших любимых книжках.

Рекомендовано ученикам 5–8 классов.

 

Введение в советскую архитектуру

Ведёт Иван Сапогов.

Большая часть зданий и сооружений в наших городах — это советская архитектура, разнородная и подчас противоречивая. Мы проследим её развитие от домов-коммун 1920-х годов до образцово-перспективных районов 1980-х, разделаемся с понятием «сталинский ампир», научимся различать конструктивизм и модернизм, посмотрим оперетту про «хрущёвки» и разберёмся, откуда взялась архитектура, которую мы видим каждый день.

Рекомендовано ученикам 8–11 классов.

 

Познай аварэ! Классическая литература Японии от мифов до моногатари

Ведёт Вера Черняева.

Хватит страдать аниме и роллами. Приходи на лекции, где мы будем исследовать японские мифы и много чего интересного! Как копьём творить острова и каков советчик из зайца, покусанного крокодилами? Чьими потомками являются поэты и как бог бури Сусаноо-но Микото отрастил огромное шило в заднице? Узнаем, как японцы слагали стихи без рифмы и прятали целые картины в пяти строках. Поговорим о прекрасной женской лирике и романах-дневниках. Обо всём этом ты узнаешь на курсе.

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

Образ вампира (страшного и не очень) в литературе

Ведёт Полина Федотова.

В нашем курсе для очень храбрых духом мы займёмся глубоким литературным анализом и сравнением героев-вампиров из произведений разных эпох и стран. Мы внимательно рассмотрим образ вампира в литературе: с того момента, как он начал набирать популярность, и заканчивая его трансформацией в современном мире. Мы разберёмся в том, почему он так сильно укрепился в мировой литературе, как изменялся в соответствии с развитием литературного процесса в определённой стране, как разные писатели заимствовали друг у друга характеристики, связанные с этим образом (боится дневного света, не отражается в зеркалах, давится чесноком и т.д.), и какие из этих характеристик до сих пор активно используются в произведениях о вампирах, а какие — нещадно высмеиваются. Да и просто поговорим о тех рассказах, повестях и романах, которые оказали большое влияние на популяризацию образа вампира в мировом искусстве.

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

Всё об оптимизме. Теория и практика

Ведёт Мария Смирнова.

Встречались ли вам настоящие оптимисты? А пессимисты? Кому из них легче живётся? Почему некоторые люди способны радоваться любому пустяку, а другие видят жизнь в мрачных тонах? Как помочь человеку побороть ощущение беспомощности и почувствовать уверенность в себе? На курсе вы узнаете о том, как психологи отвечают на эти вопросы, раскроете принципы позитивного мышления. Мы разберём много практических примеров, в том числе в форме комиксов.

Рекомендовано ученикам 5–7 классов.

 

Страницы времени

Возрастная психология и психология развития

Ведут Анастасия Владимировна Нестерова и Полина Подставкина.

Наш курс создан для смелых, не боящихся думать и чувствовать людей, пытающихся понять психологические закономерности развития человека. Участники курса познакомятся с основами психологии развития и возрастной психологии, с некоторыми темами, относящимися к психологии личности, социальной, педагогической, семейной и гендерной психологии. Особое внимание будет уделено анализу подросткового возраста и юности и их сравнению с предшествующими и последующими стадиями развития. Мы знаем, что на наш курс придут те, кто хочет лучше понимать себя и других людей, глубже и точнее разбираться в тонкостях человеческих взаимоотношений.

Рекомендовано ученикам 8–11 классов.

 

Многогранники из конструктора и из бумаги

Ведёт Аня Чехлова.

Мы с вами окунёмся в красивейший раздел математики, изучающий многогранники, которые не проходят в школе. Соберём из конструктора все правильные многогранники, докажем и проверим теорему Эйлера, узнаем, как отсечь уголки у правильных фигур, чтобы получить кубоктаэдр, икосододекаэдр и другие красивые шары с невероятными названиями из правильных многоугольников. Обязательно соберём их из конструктора, а самые понравившиеся склеим из картона, чтобы взять домой.

Рекомендовано ученикам 5–8 классов.

 

Кирпичики мироздания

Физика элементарных частиц

Ведёт Паша Мошарев.

Всё, что нас окружает, состоит из атомов. Атомы — из ядер и электронов. Ядра атомов — из протонов и нейтронов. Протоны и нейтроны тоже из чего-то состоят. Есть ли в мире что-то ещё? Как это найти и как всё это устроено? Попробуем разобраться.

Рекомендовано ученикам 7–9 классов.

 

 

Прокачка мозга

Логика

Ведёт Наталья Волкова.

Ты не очень сильный и делаешь ставку на мозг? Или, наоборот, ты сильный, но хочется, чтобы не это было главным твоим достоинством? Приходи и прокачай свой мозг! Ты сможешь удивить друзей хитрой задачкой и блеснуть своим умением найти истину в запутанной истории.

Рекомендовано ученикам 5–7 классов.

 

 

 

 

Обработка больших объёмов данных

Ведёт Олег Ивченко.

У каждого из вас есть смартфон, планшетный ПК, ноутбук. Все они постоянно генерируют большое количество трафика (это могут быть ваши запросы в поисковике, публикуемые фото и видео) и отправляют в различные интернет-сервисы. Анализ этих данных полезен как для внутренних нужд сервиса (поиск самых популярных фотографий, пользователей), так и для внешних (поиск похожих фотографий, аудиозаписей). Количество данных постоянно растёт, поэтому проводить анализ нужно быстро. С такой задачей не может справиться один компьютер, какой бы мощностью он не обладал. В рамках курса вы познакомитесь с основными алгоритмами обработки больших объёмов данных и с инструментами, которые позволяют не задумываться, где и на каком количестве машин происходит анализ.

Рекомендовано ученикам 8–11 классов.

 

Крутые парни не смотрят на взрывы

Физика взрыва и психология переживших взрыв

Ведут Ваня Рандошкин и Настя Шеломова.

Мы будем говорить про то, что такое взрывы, как они происходят и какие виды их бывают. Мы узнаем, что такое мегатонна тротила и что лучше поддержит огонь: взрывчатка или макароны! Обсудим, с какими психологическими последствиями сталкивается человек в чрезвычайных ситуациях и как можно помочь себе и соседу. Научимся отличать панику от панической атаки, а острый стресс от ПТСР.

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

 

Дискретная математика

Ведёт Артём Брустовецкий.

Однажды великий математик Леонард Эйлер, гуляя по старинному городу Кёнигсбергу, задался вопросом: а можно ли пройти по всем семи кёнигсбергским мостам так, чтобы на каждом из них побывать лишь один раз и вернуться к месту, откуда начал прогулку? Размышляя над этим вопросом, Эйлер открыл новую математическую теорию, теорию графов, которая впоследствии попадёт в область под названием «дискретная математика». На курсе мы попытаемся вникнуть в эту самую математику, убедимся, что это огромная и крайне увлекательная область со множеством парадоксов и занимательных следствий в реальной жизни. Курс особенно рекомендуется школьникам, собирающимся сдавать экзамены по математике/информатике.

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

Коммуникационная сложность

Ведёт Илья Райко.

В 1979 году Эндрю Яо начал рассматривать следующий класс задач. Представим, что у Алисы есть одни данные (результаты экспериментов), а у Боба есть другие. И по этим данным они хотят вычислить некоторую функцию f от этих данных. Мы считаем, что Алиса и Боб находятся в научных центрах в разных концах планеты: у них есть «очень быстрые» суперкомпьютеры и почти бесконечные хранилища данных, но «очень узкий» канал связи. Поэтому мы хотим минимизировать данные, которые Алиса и Боб отправляют друг другу, не заботясь о ресурсах, потраченных на локальные вычисления. Возникает вопрос: можно ли как-то оценить количество сообщений Алисы и Боба? В курсе мы познакомимся с методами получения оценок для таких задач. Затем мы рассмотрим вероятностную модель коммуникационных вычислений: Алисе и Бобу разрешается подкидывать монетку и отвечать в зависимости от результата броска. В конце курса мы поговорим о некоторых приложениях коммуникационной сложности, а именно о задаче деления сети пополам (и приложении к VLSI), о приложениях в построении оценок для структур данных и попытаемся дать ответ, почему сложную задачу можно решать либо долго, либо используя много памяти.

Рекомендовано ученикам 10–11 классов.

 

 

Аннотации курсов 2 ленты

Как же это узнают?

Теория и практика естественно-научных исследований

Ведёт Алексей Александрович Евсюнин.

Изучение живой природы — занятие не только увлекательное, но и очень серьёзное. Современная наука предоставляет исследователям удивительные возможности, сотни методик и, конечно, — долгожданные или, наоборот, неожиданные результаты в конце захватывающей работы! Как стать настоящим натуралистом, почему учёных влечёт «в поля» и что они там делают, как применить методики на практике, и какой смысл во всём этом? Данный курс — маленький путь от вопросов к ответам.

Рекомендовано ученикам 5–8 классов.

 

Лабиринты мозга

Ведут Екатерина Першина и Игорь Иванов.

Внутри нашей головы, в мозге, каждую секунду кипит работа. Отчасти мозг похож на химическую, биологическую и физическую лабораторию одновременно. На курсе мы попробуем разобраться, как же там всё устроено и какие эксперименты ведутся. Поговорим о её сотрудниках — нейронах и их помощниках — глиальных клетках. В одиночку в лаборатории-мозге ничего не получится сделать, поэтому нейронам обязательно нужно устанавливать друг с другом контакты — синапсы. Именно благодаря слаженной работе мозга организм реагирует на изменения окружающей среды, мы ощущаем цвет, вкус, звуки, целенаправленно двигаемся. Кроме того, в мозге хранится память, этому мы посвятим отдельное занятие и даже сделаем исследование на крысе в лабиринте. А что же будет, если в работе мозга «что-то пойдёт не так»? Мы расскажем про социально важные заболевания мозга.

Рекомендовано ученикам 5–8 классов.

 

Волшебники нашего времени

Нескучная химия

Ведут Маша Тутукина и Ульяна Швырёва.

Какие ассоциации вызывает у тебя слово «химия»? Многие думают, что это сложная наука об атомах и молекулах, которая вряд ли понадобится в реальной жизни. На самом деле химия — это наука о волшебстве! На курсе мы научимся писать невидимыми чернилами и уничтожать улики, показывать фокусы и менять цвет жидкостей. Но несмотря на «волшебство», химические соединения — это и то, с чем мы встречаемся каждый день. Мы постараемся понять, как функционируют окружающие нас вещи с точки зрения химии. Узнаем, как химия помогает создавать лекарства, косметику и моющие средства, и даже спасать мосты от разрушения!

Рекомендовано ученикам 5–8 классов.

 

Протистология

Ведут Настя Фокина и Настя Петренко.

Почему псевдогрибы не родственники грибов, а раковинные амёбы не имеют отношения к обычным? Как выглядит современная система живого мира и на каких принципах она построена? Как устроены существа, тело которых состоит всего из одной клетки? На этом курсе мы поговорим о том, кто такие «простейшие», откуда они появились и как влияют на нашу жизнь.

Рекомендовано ученикам 7–9 классов.

 

 

Фотосинтез: просто добавь воды, углекислого газа и пару десятков ферментов!

Ведут Таня Бессонова и Никита Хабибуллин.

Что мы видим при взгляде на нашу планету из космоса? Преимущественно зелёный и голубой цвета, покрывающие нашу планету чуть ли не целиком. Голубой — это цвет Мирового океана. Ну а зелёный, конечно же, принадлежит наземным растениям — фотосинтезирующим организмам. Их цвет определяется хлорофиллом, а фотосинтез является основой их питания и существования. Как протекает этот процесс? Почему хлорофилл именно зелёный, а не красный или жёлтый? Что произойдёт, если человеку под кожу ввести хлоропласты: сможет ли организм использовать продукты фотосинтеза для своей жизнедеятельности? Об этом мы с вами поговорим на нашем курсе!

Рекомендовано ученикам 10–11 классов.

 

Почему реакции протекают именно так

Введение в химическую термодинамику и кинетику

Ведёт Дима Рощин.

Почему от одной реакции колба нагревается, а от другой — охлаждается? Насколько сильно изменяется температура и какую информацию можно из этого извлечь? Как это контролировать? Почему уголь не загорается на воздухе сам по себе, хотя вообще должен? Как быстро протекают химические реакции? Как управлять этой скоростью и зачем? И причем здесь термодинамика? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся найти ответ на нашем курсе.

Рекомендовано ученикам 10–11 классов.

 

Байесовский Заговор

Введение в мир учёных и рационалистов

Ведут Митя Чернаков и Катя Дагкесаманская.

Что вы знаете и почему вы думаете, что вы это знаете? Задавая этот вопрос другим и самому себе о предметах и явлениях вокруг снова и снова, вы быстро обнаружите себя в мире, довольно отличном от привычного, но куда более интересном. Многие из людей, которые так поступили, становились учёными. Во время курса попробуем понять, что нового можно открыть, задавая один вопрос. Разберёмся, как быть учёными, формулировать гипотезы, ставить эксперименты и что делать с их результатами. Слышали о когнитивных искажениях? Кто они такие и зачем с ними вообще считаться — тоже обсудим.

Рекомендовано ученикам 10–11 классов.

 

 

Путешествия на Луну, в будущее и на далёкие острова

Жанр вымышленного путешествия: становление и развитие

Ведёт Мария Волкова.

Истории о путешествиях в далёкие земли увлекательны, а кроме того, имеют практическую пользу. Однако уже в античной литературе появляются истории о путешествиях в фантастические пространства, которых не достичь ни на одном корабле и не найти ни на одной карте. В рамках курса рассказывается о нескольких таких путешествиях. Некоторые из них хорошо известны каждому, так как книги о них вошли в золотой фонд детской литературы. Некоторые же не так знамениты, но позволяют понять, какие научные проблемы и вопросы социального устройства волновали их авторов.

Рекомендовано ученикам 5–6 классов.

 

 

 

 

 

 

«И не придумана песня никем…»

Авторская песня

Ведёт Аля Коленбет.

Авторская песня (её ещё называют «бардовской») много лет волнует умы учёных разных областей, которые не знают, как к ней подступиться, чтобы при разборе этого феномена не упустить что-нибудь важное. Музыковедам мешает текст, филологам — музыка, искусствоведам — погрешности голоса исполнителя, непрофессионализм автора. Мы не пойдём по скользкому пути препарирования песни в попытке найти ей место в традиционной науке, а познакомимся с этим диковинным зверем, как первобытные люди, — будем слушать, о чём нам говорят далёкие, незнакомые барды, и попытаемся понять, как они это делают и почему — именно так. Например, возможно ли спеть грустные стихи весело, чтобы получилось хорошо, а не абсурдно? Разумеется, разговор о роли музыки и поэзии в авторской песне неизбежен, но мы подойдём к нему не с одной из двух сторон, а изнутри. И, конечно, поговорим об истории становления жанра, его прошлом и будущем.

Рекомендовано ученикам 7–11 классов.

 

 

«Смутные представления»: от Ивана Грозного до первых Романовых

Ведёт Ярослав Круглов.

Историю изучают по-разному: историки по документам и археологическим материалам, любители — по романам и сериалам, школьники — по учебникам и ГДЗ. Поговорим об Иване Грозном, Смуте и первых Романовых, составим своё собственное мнение о событиях и людях того времени, используя точки зрения различных историков и… мемы!

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

Экскурсы в древнеиндийскую литературу

Ведёт Маша Масютина.

Если вы думаете, что древнеиндийская словесность — это что-то странное, покрытое пылью и бесполезное в XXI веке, то вы глубоко заблуждаетесь. Литература Древней Индии — кладезь полезных советов на каждый день:

— Как создать Вселенную из яйца? Пошаговая инструкция.

— Каким богам молиться, чтобы победить в игре?

— Как приготовить напиток бессмертия? Самые вкусные рецепты.

— Как построить мост через океан?

Это и многое другое узнают любители запутанных сюжетов, необычных имён и незнакомых языков.

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

Люди, которые изменили всё. Минимумвсё

Ведёт Пётр Власов.

Мы обсудим людей и события, изменивших мировую цивилизацию, на примерах конкретных исторических событий и учёных, живших в соответствующие времена. Постараемся разобраться, сколь разными бывают отношения ярких людей и общества, как на этих отношениях сказываются исторические, политические и прочие обстоятельства. А главное — мы присмотримся, насколько свободны в своих поступках люди, меняющие мир.

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

Как учёные науку об обществе придумывали: какой она должна быть?

Что такое общество с точки зрения социолога?

Ведёт Лилия Иликова.

Социальная физика, социальная механика, а, может быть, социальная биология? На этом курсе вы узнаете, что социология — это не только «заполнить анкету» и «выбрать ответы на вопросы». По каким законам устроено общество?  Что такое социальная статика и социальная динамика. Что такое  социальная стратификация и социальная мобильность? Мы познакомимся с основоположниками социологии, одним из которых был Питирим Сорокин — самый известный российский социолог. Его идеи об устройстве общества до сих пор не утратили своей актуальности, несмотря на то, что он родился 130 лет назад.

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

Когнитивная психология, или Туда и обратно

Введение в когнитивную психологию с возможным небольшим бонусом из социальной психологии

Ведёт Полина Кривых.

 — Бэрримор, что это?

 — Психология, сэр.

 — Что она делает?

 — Экспериментирует, сэр.

Обычно при слове «психология» все представляют себе дедушку Фрейда и коронную фразу: «Вы хотите поговорить об этом?» Но неужели вся психология сводится просто к разговорам? Конечно, нет! С самого зарождения психологии как науки проводилось множество экспериментов, чтобы подтвердить или опровергнуть выдвигаемые гипотезы и теории. Вместе мы попробуем многое проверить на практике. Каждый день мы будем повторять психологические эксперименты или разбирать психологические тесты. А потом обсуждать результаты и узнавать, почему получилось то, что получилось. Как думаете, вы можете за 50 миллисекунд запомнить огромную таблицу цифр? Заметить девушку с зонтиком, идущую по полю во время игры в баскетбол? Разглядеть правду в зрительной иллюзии? Давайте проверим!

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

 

Учимся учиться

Методы обучения, которые помогут вам выжить

Ведёт Герман Каневский.

Обзор базовых техник и инструментов, повышающих эффективность собственного обучения в области науки, математики, спорта и многих других дисциплин. Удивительно (нет), но зазубривание — это не самый надежный способ хорошо ориентироваться в сложных предметах. На курсе мы разберём, какие альтернативы есть у зубрёжки, отработаем их и постараемся осознать настолько, чтобы вы могли начать применять их в жизни, а ещё обсудим базовые проблемы психики, которые обычно мешают нам учиться.

Рекомендовано ученикам 8–11 классов.

 

 

Математический рассол

Ведёт Ольга Васильевна Оводова.

Если поместить огурчик в рассол, он непременно просолится. Будем играть в игры с математическим содержанием, а знания будут оседать в голове сами по себе.

Рекомендовано ученикам 5–7 классов.

 

 

Начинаем программировать в Питоне!

Ведёт Дима Иванков.

Умение программировать неизбежно становится обязательным навыком в современной жизни. Если раньше без программирования можно было обойтись, сейчас это становится всё труднее, если вообще возможно. В нашем курсе мы начнём учиться программировать на Питоне — одном из самых популярных современных языков программирования. Вместе мы напишем несколько несложных программ и поймём, как продолжить программировать самостоятельно.

Рекомендовано ученикам 5–8 классов.

 

 

Как работает интернет: история, поисковые технологии, реклама и сбор информации, шифрование

Ведёт Аня Чехлова.

Все, наверное, пользуются сетью Интернет. А знаете ли вы, как и когда она появилась? Где хранится и какими путями к вам попадает информация, которую вы получаете из интернета? Как собирают и хранят информацию поисковые системы, чтобы потом быстро найти ответ на ваш вопрос? Кто оплачивает бесплатные ресурсы? Как проверяют пароли, не храня их на диске? Как передать секретную информацию человеку, с которым вы никогда не встречались? Как узнать, кем на самом деле написана скачанная из сети программа, которую вы хотите установить на свой компьютер? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с работой сети Интернет, мы будем обсуждать на занятиях.

Рекомендовано ученикам 7–10 классов.

 

 

Физические явления в быту — теория, практика, эксперименты

Ведёт Анна Фёдоровна Шишкина.

В этом курсе мы присмотримся к тому, что окружает нас дома — например, на кухне. Какие физические явления происходят каждый день, а мы и не задумываемся над этим? А что ещё можно сделать «физического» с тем, что есть у нас дома? Изучим. Подумаем. Заглянем внутрь. Поэкспериментируем.

Рекомендовано ученикам 8–9 классов.

 

«PRESS START»

Практическое программирование

Ведут Осип Фаткуллин, Артём Брустовецкий, Андрей Оводов, Александр Самойленко.

Как написать игру? Если это что-то более сложное, чем текстовый квест в консоли, то возникает много вопросов. Как работает рендеринг? Как сделать, чтобы игра не лагала на 60 FPS? Как добавить возможность игры по сети? И самый главный вопрос: как написать игру, чтобы код не превратился в кашу? Эти проблемы преследовали разработчиков игр с самого начала, и за это время были выработаны способы их решения. Мы рассмотрим эти способы и применим их при разработке нашего 2D-экшена с возможностью кооперативной игры. Будем одной командой работать над одной игрой, чтобы всё успеть. Будем использовать инструменты и практики совместной разработки, которые используются в современных IT-компаниях.

Рекомендовано ученикам 8–11 классов.

 

 

Датчики измерительных систем

Ведёт Георгий Миловидов.

Во время курса вы узнаете, какие бывают датчики и чем они отличаются от детекторов. Рассмотрим их основные метрологические характеристики. А также несколько датчиков разберём и посмотрим, как они работают вживую.

Рекомендовано ученикам 8–11 классов.

 

Квантовые вычисления

Ведёт Борис Демешев.

Дорогой школьник, давай попробуем разобраться, как могут работать возможные компьютеры будущего, основанные на квантовых алгоритмах! Обычные компьютеры творят чудеса, хотя умеют всего-то быстро-быстро выполнять логические действия И, ИЛИ и НЕ. А какие элементарные действия умеют выполнять квантовые компьютеры? А что из этих действий можно сконструировать? Мы попробуем понять, что скрывается за такими красивыми словами, как сверхплотное кодирование или квантовая телепортация. По дороге мы узнаем, что такое комплексные числа и познакомимся с бра и кетами. Сюжет довольно сложный и, конечно, не входит в школьную программу, и, честно говоря, я и сам до конца не знаю, сколь далеко нам удастся пройти по этой тропе. Но я очень постараюсь, чтобы было понятно, ведь возможно именно ты будешь создавать программы для квантовых компьютеров!

Рекомендовано ученикам 10–11 классов.

 

 

Аннотации курсов 3 ленты

Химия: перезагрузка

Ведёт Саша Петров.

На курсе мы обсудим, сколько рук у атома, какие войны бывают в химии и почему вода проводит ток. Вы увидите своими глазами (да-да, будут эксперименты) и научитесь писать все основные реакции в химии и никогда не впадёте в ступор от вопроса, что будет, если смешать уксус с содой. Если школьные учебники (или учителя) отбили желание даже прикасаться к этой науке — приходите, знакомство с химией будет приятным!

Рекомендовано ученикам 8–9 классов.

 

Вирусологическая рулетка

Ведёт Васька Уграицкая.

Кто такие вирусы? Живые или неживые? А я умру, если съем вирус? Как они устроены, как проникают в клетки и может ли организм им противостоять? Всё это в моём курсе, посвящённом вирусам! Бонусом — отдельная история про грипп, ВИЧ и бешенство (если быстро пройдём основной материал).

Рекомендовано ученикам 8–10 классов.

 

Как из нефти сделать жвачку

Процессы и аппараты нефтехимических производств

Ведёт Дима Рощин.

Нефть и газ — ценнейшие природные ресурсы, из них можно получить очень много полезного, начиная от топлива и заканчивая, да-да, жвачкой. Но как это происходит? Как из чёрной вязкой жижи получают всё то, с чем мы имеем дело каждый день? Об этом вы узнаете на нашем курсе.

Рекомендовано ученикам 8–11 классов.

 

Генетика в кошках

Ведёт Наталья Викторовна Брик.

Почему кошки бывают полосатыми, ведь у них нет тёмных и светлых волосков, как у зебр? Почему рыжие кошки всегда-всегда полосатые, а полосатость может быть и мраморной? Как глухота связана с голубизной глаз, и правда ли это вообще? Почему у кошек часто встречаются белые галстуки, а у лошадей — никогда? Как объяснить трёхцветную окраску кошек, точнее — белые пятна? Почему сиамские котята рождаются белыми? Почему в городах чаще встречаются черные кошки? И ещё множество интересных «кошачьих» вопросов…  И ещё больше интересных ответов.

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

Аутоиммунные и аутовоспалительные заболевания

Ведёт Дарья Мошарева.

За эти пять дней мы рассмотрим (в общих чертах) нормальное функционирование иммунитета и некоторые сбои в его работе (1 занятие), обсудим аутоиммунные заболевания, поражающие различные системы организма (остальные 4 занятия). Помимо теории (природа заболевания, сценарий его развития, видимые проявления, принципы лечения и прогноз), мы будем разбирать по 1–2 клинических случая за урок. Попробуем думать по-врачебному (клинически). Будем затрагивать вопросы отношения врача к больному и больного к его здоровью.

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

 

Приключения генома и как его понять

Геномика клетки и человека

Ведёт Анна Жданова.

Современная биология и медицина оперируют множеством сложных понятий в публикациях и научно-популярных текстах. Набрать достаточное количество знаний, необходимое для свободного владения сложными методами в исследовательской работе, — процесс долгий и непростой, основы которого будут положены на данном курсе. Будут рассмотрены принципы функционирования генома в клетке и организме, их медицинское значение, строение и роли генетических элементов. Вы приобретёте стойкие знания основ молекулярной биологии, популяционной генетики и эпидемиологии, умение решать генетические задачи сложного уровня и интерпретировать медицинские исследования. Не стесняйтесь задавать вопросы, а что останется непонятным, можно обсудить в свободное время.

Рекомендовано ученикам 8–11 классов.

 

Примерь на себя халат генетического инженера

Лабораторные методы в биологии

Ведут Света Белухина и Светлана Байчер.

Само собой, речь идёт не только о предмете одежды, вместе с ним вы получите в придачу пропуск в лабораторию, мысли, волнующие этих странных людей, возомнивших себя выше самой природы, а главное — базовые практические навыки в этой области. Цель курса — осознанное понимание канонических методов молекулярной биологии, без которых невозможны великие открытия. Первое занятие отведено обзору направлений прикладной биологии, их глобальным целям и задачам, а также тесному знакомству с основным содержимым любой лаборатории и принципам обращения с ним. В остальной части курса участники будут выполнять практическую последовательную работу с ДНК и получат по итогу видимые глазом результаты, а также приятные сувениры на память.

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

Draw conclusions!

Работа с научными статьями

Ведут Зоя Червонцева, Лиза Григорашвили и Аня Казнадзей.

Боже, храни учебники! Хороший учебник выстраивает в голове непротиворечивую систему и оставляет приятное чувство порядка. Проблема в том, что любой учебник, который вы можете взять в руки, уже в какой-то степени устарел. Прежде чем стать частью системы, знания воплощаются в виде статей, иногда прямо друг другу противоречащих. Постепенно всё утрясается, кто-то становится классиком, а кто-то оказывается не прав, и знания из подтверждённых статей попадают в учебники. Этот процесс может длиться годами, и всё это время учёные продолжают думать, работать и публиковать новые статьи. Поэтому любой учебник, выходящий сегодня, морально устарел в лучшем случае на год. Учебник — это база, которую нужно освоить, чтобы быть в теме, но дальше начинается самое интересное. Драйв новых открытий! На этом курсе вы узнаете, где искать хорошие научные статьи, как отличить хорошую статью от плохой и как эффективно извлекать из текста информацию. Узнаете, как, основываясь на научной статье, написать занимательную историю, и где её можно опубликовать. Это практический курс, требующий совместной работы с преподавателями. Результатом станет один или несколько ваших текстов.

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

«И с ладами порой не в ладах…»

Гитарная школа АП

Ведёт Аля Коленбет.

Знакомьтесь, АП — авторская песня, а этот практический курс для тех, кто хочет не только слушать и обсуждать её, но и исполнять самостоятельно. Мы разучим несколько несложных песен Булата Окуджавы, Новеллы Матвеевой, Юлия Кима, Юрия Визбора, Александра Дулова и Евгения Клячкина. Курс предназначен для начинающих гитаристов, которые знают, где найти до-мажор и почему последовательность Am-Dm-E никому не даёт покоя. Если же вы этого не знаете, но у вас есть инструмент и желание перейти с ним на новый уровень общения, приходите, со всем разберёмся! Если же вы хотите играть и петь, но владеете не гитарой, а каким-то другим инструментом (флейтой, скрипкой, кахоном, …) — тоже приходите, да здравствуют ансамбли! Нас ждут «Песенка о бумажном солдатике», «Песенка о чёрном коте», «Ну, пожалуйста…», «Наш разговор», «Лучшие дни», «Песня погонщика», «Синий перекрёсток», «Губы окаянные» и «Мелодия в ритме лодки», а ещё знакомство с разными формами песенных посиделок!

Рекомендовано ученикам 7–11 классов.

 

Магия в фольклоре

Ведёт Катя Пальмина.

Что такое магия в системе русского фольклора? Какое место она занимает в жизни людей? Что такое двоемирие в фольклоре и литературе? Ответы на эти и множество других вопросов вы узнаете на этом курсе. Мы поговорим о календарных обрядах, гаданиях, традиционной свадьбе и похоронах, заговорах и заклинаниях. Вы узнаете, как отличать присушку от отсушки, как правильно колядовать, что делать на Масленицу и Троицу и куда именно нужно кидать сапожок, чтобы найти суженого.

Рекомендовано ученикам 7–11 классов.

 

Любовь, смерть, вино и славянские языки

Славянское лингвострановедение в песнях

Ведёт Маша Громова.

Славяне — это что-то древнее и скучное? Нет. Славянские языки похожи на русский, разве что в них много шипящих, и выучить любой славянский язык — раз плюнуть? Тоже нет. Мы будем слушать (и петь, если захотим) хорошие песни на славянских языках. И поймём, что славянские языки очень разные. Всё, что мы услышим в песне, мы разберём — и познакомимся со структурой языка; со страной, в которой на нём говорят; с событиями, о которых поётся. А если захотите — попробуем перевести и спеть по-русски.

Рекомендовано ученикам 8–11 классов.

 

Напишем. Сократим.

Ведёт Катя Анисимова.

Тексты везде. Даже это — текст. Пройдя курс, вы узнаете, как написать хороший, информативный текст. Мы поговорим про то, с чего начинается текст, как он устроен и как сделать так, чтобы его дочитали до точки. Или до смайлика:)

Рекомендовано ученикам 8–11 классов.

 

Современная поэзия: имена и смыслы

Ведёт Евгения Гурулева.

Задумывались, что такое современная поэзия и с чем её едят? Как она связана с театром, кино, живописью, архитектурой, фотографией, музыкой? Зачем поэты пишут слова на отдельных карточках и ходят с плакатами? На курсе вы узнаете много новых литературных имён, раскроете смысл поэтических перформансов и экспериментальной поэзии, почитаете стихи современных авторов и стихи, написанные нейросетью. Пора узнать, что же было после Бродского.

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

Слова, которые меняют мир

Ораторское искусство и как не бояться выступать

Ведут Полина Кривых и Герман Каневский.

Почему одни люди перед публикой чувствуют себя, как короли, а у других начинают дрожать коленки? Раскроем секрет: всё дело в практике. За любым хорошим выступлением стоят подготовка и репетиции. Мы поможем сделать сцену союзником и поборем страх перед ней. Покажем путь к победе над драконом PowerPoint’а и расскажем про работу с хрустальным шаром объектива видеокамеры.

Рекомендовано ученикам 10–11 классов.

 

 

«Только начал таять снег, ручеёк проснулся. Лентой быстрой голубой к речке потянулся…»

Компьютерное моделирование жидкости методом сглаженных частиц

Ведёт Алексей Кулыгин.

Жидкость встречается в самых разных местах и количествах — от океанов и морей до внутренней среды клеток животных и растений. Жидкость можно сделать практически из чего угодно, подобрав подходящие условия (прежде всего, температуру и давление). А как рассчитать поведение жидкости на компьютере? Например, можно вычислять, что происходит с каждой молекулой жидкости по отдельности. Но это будет слишком долго (молекул-то много) и неточно — все вычислительные неточности со временем накапливаются и накладываются друг на друга. Оказывается, жидкость можно поделить на условные частицы (математики и физики назвали их «сглаженными») с необычными математическими свойствами, подходящими для компьютерного расчёта существенно лучше. На нашем курсе мы разберёмся, как такая виртуальная жидкость устроена, поэкспериментируем, выясним, как с её помощью решаются разные практические задачи.

Рекомендовано ученикам 7–11 классов.

 

«Завяжи узелок…»

Теория узлов

Ведёт Борис Демешев.

Математика изучает не только числа и даже, чаще всего, не числа, а объекты самой разной природы. Например, математика изучает узлы! Как математики записывают узел? Как проверить, что две записи соответствуют одному узлу? Как развязать узел? Что такое коса с точки зрения математика? Как связаны узлы и раскраски? Что такое инвариант? Какой узел закодирован скобками (((([))))]? Мы постараемся ответить на эти и другие вопросы, а заодно научимся вязать несколько самых настоящих морских узлов.

Рекомендовано ученикам 8–9 классов.

 

Что такое плазма?

Ведут Илья Овчинников, Денис Литвинов, Митя Чернаков.

Наверное, ты слышал, что плазмой называется ионизованный газ и что плазмой заполнена большая часть Вселенной. На нашем курсе мы попробуем разобраться, чем свойства плазмы отличаются от свойств газа. Начнём с движения заряженных частиц в электрических и магнитных полях, поговорим о волнах и неустойчивостях. Разберёмся, что вызывает магнитные бури; поговорим о полярных сияниях и о термоядерных реакторах.

Рекомендовано ученикам 8–11 классов.

 

 

Шеньчженьский работник

Схемотехника

Ведут Андрей Оводов и Осип Фаткуллин.

Из чего состоит электронное устройство? Кто-то скажет, что из транзисторов, резисторов и т.д., кто-то — что из процессоров, оперативной памяти и жёстких дисков, и оба одновременно могут быть правы. Мы же рассмотрим электронику на логическом уровне, научимся из самых простых логических выражений (И, ИЛИ, НЕ) конструировать сложные устройства и соберём модель калькулятора.

Рекомендовано ученикам 8–11 классов.

 

«А мы летим орбитами…»

Космонавтика, небесная механика

Ведёт Паша Мошарев.

Сегодня мы сталкиваемся с космонавтикой даже в повседневной жизни: GPS, спутниковый интернет, спутниковая связь, фото с МКС, прогнозы погоды… В этом курсе я постараюсь рассказать, как спутники движутся по орбите, какие бывают типы орбит, какие параметры приходится рассчитывать при запуске спутников, какие двигатели используются на ракетах, а какие — для коррекции орбиты в космосе. Будут формулы и расчеты.

Рекомендовано ученикам 9–11 классов.

 

Введение в нейросети

Ведёт Илья Мазеин.

Все слышали такие слова, как «нейросети», «машинное обучение», «искусственный интеллект». Что это значит? Как начинали строить нейросети? Какие математические концепции лежат в основе их обучения? В этих вопросах мы и постараемся разобраться на курсе. Мы будем рассматривать основы нейросетей преимущественно с математической точки зрения и разбирать устройство простейших моделей, чтобы понять, что нейросети, как и любые программы, работают по определенным правилам и алгоритмам.

Рекомендовано ученикам 10–11 классов.