Курсы ЗПШ-2018

ЗПШ-2018. Аннотации курсов

Аннотации курсов 1 ленты

Ужасные стихи

Оля Кузнецова
Чем стихи Пушкина лучше, чем стихи моего соседа Васи? А может, они вовсе не лучше. Кто вообще определяет качество стихов? Не пора ли научиться делать это самостоятельно? Что сказать Васе, если он читает мне свои стихи каждый день? На курсе будут обсуждения стихотворных текстов, классических и современных, ужасных и… ещё более ужасных.
Курс рекомендован ученикам 5-9 классов

Азы программирования

Миля Вячеславовна Райко и Арсений Райко
Вы овладеете на практике принципом программного управления воображаемыми (экранными) и настоящими роботами, также азами программирования и будете хорошо подготовлены к изучению информатики в школе. В начальной части курса используется свободно распространяемая пиктограммная учебная среда ПиктоМир. Набор заданий в этой среде называется Игрой, а отдельные задания – уровнями игры. В заключительной части курса используется учебная система программирования КуМир. На завершающих занятиях по каждой теме вам предоставляется возможность применить полученные знания для составления программ, которые управляют настоящим роботом.
Курс рекомендован ученикам 5–7 классов

Динозавры и деньги

Якуб Кагерманов
Ученые любят всё делить, раскладывать всё по полочкам, структурировать и давать название каждой эпохе. Последние 100– 150 лет можно без преувеличения назвать эпохой нефти и газа. Вы узнаете, почему эти полезные ископаемые играют такую огромную роль в жизни людей. Сколько произошло важных и значительных исторических событий, в эпицентре которых были нефть и газ. Мы с вами постараемся выяснить, почему столь славная эпоха подходит к своему завершению и что идет на смену углеводородным источникам энергии. И наконец, мы узнаем, нужны ли будут в будущем профессии геолога-нефтяника, буровика, строителя нефтегазопроводов и других.
Курс рекомендован ученикам 4–7 классов

Удивительные ощущения (Психология ощущений и восприятия)

Яна Варваричева
Нас окружает удивительный мир. В этом легко убедиться — стоит лишь открыть глаза, навострить уши, чтонибудь потрогать или попробовать на вкус. Так начинается один из самых важных процессов — процесс познания. Наука психология издавна изучает познавательные процессы человека. На курсе мы постараемся найти ответы на следующие вопросы: как возникают ощущения; чем они отличаются от образов восприятия, а образы восприятия, в свою очередь, — от других образных явлений; как мы с рождения учимся воспринимать мир; что влияет на наше восприятие и легко ли его обмануть.
Курс рекомендован ученикам 5–8 классов

Как это работает?

Даша Маракулина и Полина Трус
На нашем курсе мы постараемся объединить три таких интересных предмета, как физика, химия и биология. Мы будем обсуждать мир вокруг и внутри нас, как он устроен и какие процессы в нем происходят (и почему). Немного поразмышляем над вопросами, на которые ни у кого до сих пор нет ответа. А еще будем задавать друг другу «глупые» вопросы и вместе отвечать на них. Приходи на наш курс, если хочешь знать, из чего состоят атомы, как и почему они образуют молекулы и как из этих молекул получились все мы!
Курс рекомендован ученикам 5–7 классов

Загадочный мир запахов

Настя Петренко
Всем с детства знаком новогодний аромат ёлки, мандаринов и корицы, но мало кто задумывается о химии этих запахов. Почему специи добавляют в конце приготовления блюд? Как эфирными маслами лечат онкологию? Почему некоторые растения вызывают пожар в горах? Как получают розовую воду? Что полезного в прогулках в сосновом бору? На курсе я хочу рассказать об эфирных маслах, их получении, физических и химических свойствах. Занятия будут сопровождаться демонстрационными опытами, увлекательными и даже вкусными.
Курс рекомендован ученикам 7–10 классов

Доказательства без слов

Борис Демешев
Доказательства часто бывают сложными и запутанными. А мы попытаемся увидеть самые очевидные доказательства — доказательства без слов. Их мало в океане доказательств, но это настоящие жемчужины!!! Почему площадь круга — это пи на радиус в квадрате? Как сложить натуральные числа от одного до ста? А как сложить их квадраты или кубы? Как сложить геометрическую прогрессию? Что такое треугольные числа? Как измерить площадь между следами колёс велосипеда? Кто такой Кавальери, и почему он такой принципиальный? Мы попробуем увидеть ответы на эти и другие вопросы. Именно увидеть! В крайнем случае, нащупать.
Курс рекомендован ученикам 6–8 классов

Как новый мир строили (Советская культура в 20-е гг.)

Марина Потапова и Полина Шанько
1920-е годы – время больших надежд, время экспериментов в обществе и культуре, время свободы и одновременно новых правил. На этом курсе мы узнаем, что такое «новый быт», как появились столовые, зачем людей переселяли в дома-коммуны, почему от кириллического алфавита хотели отказаться, а также разберёмся, какие всё же элементы «новой жизни» дошли до нашего времени?
Курс рекомендован ученикам 6–9 классов

Организм против вирусов (Красивая многоуровневая «игра»: как вирусы пытаются обыграть человеческий организм)

Наталья Викторовна Брик
Вирусы хитры и разнообразны в вариантах нападения на организм. Они похожи на террористов, атакующих государство. Как победить их? Как их отличать от «мирных» граждан? Как уничтожать? Как обучить бойцов-антитеррористов? Нужно ли объявлять общее военное положение (повышенную температуру)? И зачем вообще нужно повышение температуры?
Курс рекомендован ученикам 7–9 классов

Его Величество Мозг!

Катя Першина и Лиля Фахранурова
Добро пожаловать на курс!
На нем найдешь ответы ты:
Как образуется рефлекс?
Как видим сновиденья мы?
Чей мозг был больше всех на свете?
Как изучали его раньше и теперь?
Мозг точно непростая штука —
Его могущество проверь!
Курс рекомендован ученикам 5–8 классов

Физика вокруг нас

Иван Лилиенберг
В данном курсе мы рассмотрим отдельные сюжеты из живой и неживой природы с точки зрения физики. Почему небо голубое, а закат красный? В чём залог прочности стебля злака и скорлупы яйца? Что ограничивает размеры растений и животных? Как и зачем живые организмы испускают свет? Ответы вы узнаете на этом курсе.
Курс рекомендован ученикам 6–9 классов

Что общего между зубной пастой и туманом? (Основы коллоидной химии)

Дима Рощин
Вы узнаете, почему облака и туманы не падают мгновенно на землю, как пауки удерживаются на стенах и как двигаются по воде, из-за чего умер Ньютон, почему моющие средства справляются с жиром, почему сахарная пудра растворяется быстрее сахара, почему можно слепить снежок, как действует активированный уголь – и что между этим всем общего.
Курс рекомендован ученикам 7–11 классов

Чёрным по белому, синему, жёлтому и др. (Научная журналистка)

Александра Тарасенко (Тюлень с жёлтым галстуком) и Дашка Воронкова
Кто он, настоящий журналист? Бойкая девушка в кадре, вещающая об очередном событии? Или, может быть, бородатый дядя с красными глазами, что третий день сидит за ноутбуком и шепотом повторяет «дедлайн близко». А может быть юноша, пробивающийся сквозь толпу к звезде мирового масштаба, чтобы задать ТОТ САМЫЙ вопрос? На этом курсе мы постараемся влезть в шкуру журналиста и написать лонгрид про ЗПШ. Научимся брать интервью и проведём целую пресс-конференцию. А также узнаем, что не так с этой аннотацией.
Курс рекомендован ученикам 7–9 классов

Каждая Девушка Должна Точно Знать Свой Счастливый Этаж (Решение задач с использованием мнемонических технологий)

Эрика Гросфельд
На данном курсе можно будет отвлечься от прописных истин, записанных в учебнике, и с помощью нелепых фраз, смешных стихотворений и речёвок запомнить то, что не запомнить не удавалось. Узнаем лайфхаки для изучения математики, химии и биологии. Научимся строить собственные ассоциации для того, чтобы не заучивать длинные таблицы формул.
Курс рекомендован ученикам 7–9 классов

Задачи веером

Ольга Васильевна Оводова
Математика — это не только арифметика и задачи по действиям. На этом курсе вам будут предложены задачи по логике, комбинаторике, теории вероятности. Задачи из олимпиад и занимательные головоломки. Задачи, которые вы будете решать, вы выберете сами.
Курс рекомендован ученикам 5–7 классов

Многочлены и дробно-рациональные функции

Дима Иванков
Наш курс посвящён многочленам и практике того, что с ними можно делать. А делать с ними можно очень много интересного:
— раскладывать многочлен на множители (и «складывать» обратно!),
— выделять полного квадрата в квадратном трехчлене,
— решать квадратное уравнение (куда же без этого!),
— быстро находить целые и рациональные корни многочлена,
— делить многочлен на многочлен с остатком и без,
— применять метод неопределенных коэффициентов для разложения дробно-рациональной функции на элементарные дроби.
Курс рекомендован ученикам 9–11 классов

Эволюционная биология

Даниил Бобровский
Всё окружающее нас многообразие живой природы — результат эволюции. Как в популяции сохраняется генетическое разнообразие? Почему возникают наследственные заболевания? Зачем нужно половое размножение? Откуда берутся новые гены и признаки? Почему некоторые животные практикуют детоубийство? Что лежит в основе чувства прекрасного? Понимание эволюционных механизмов позволит нам найти ответ на эти и многие другие вопросы.
Курс рекомендован ученикам 9–11 классов

Охотники за микробами (Микробиология: особенности строения и метаболизма микроорганизмов, их идентификация)

Наташа Маркелова и Таня Бессонова
На курсе вы узнаете, как организованы прокариоты, чем отличаются их клеточные стенки и какие «гаджеты» они используют для выживания в разнообразных условиях. Мы рассмотрим основные методы, которыми пользуются современные «охотники за микробами». Экспериментальным путём выясним, какие сахара предпочитают разные бактерии, а какие — не переваривают. Мы поговорим об экологических нишах микробов, их влиянии на окружающую среду и физическую форму человека.
Курс рекомендован ученикам 9–11 классов

Радуги в тумане (Психология чувств и эмоций)

Анастасия Владимировна Нестерова
Наш курс – для тех ребят, кто хочет научиться разбираться в том, что такое чувственная сфера человека, какие механизмы в ней работают и какие процессы происходят. Мы проанализируем различные теории и подходы в психологии, касающиеся исследований чувственной сферы человека. Приглашаем смелых и рассудительных школьников, склонных к экспериментам и готовых к сотворчеству и сотрудничеству!
Курс рекомендован ученикам 8–11 классов

Может, лучше про реактор? (Атомное ядро, радиация и радиоактивность)

Паша Мошарев
На этом курсе я хочу рассказать о том, что такое атомное ядро, как оно устроено и каким образом свойства такого маленького объекта могут влиять на нашу жизнь. Мы узнаем, что взорвалось в Чернобыле, зачем обогащать уран и что такое реактор на быстрых нейтронах. Поговорим о том, чем радиация отличается от радиоактивности и почему она опасна. На первых занятиях больше внимания уделим физике, на последних – технике.
Курс рекомендован ученикам 8–11 классов

Админ спит — значит, все системы работают! (Системное администрирование)

Самир Байрамов
На курсе вы познакомитесь с устройством персонального компьютера и сможете самостоятельно его собирать и конфигурировать, а при необходимости – устранять неисправности. Освоите установку и принципы администрирования операционных систем семейства Windows. Научитесь блокировать действие вредоносных программ, настраивать антивирусное ПО и файерволлы. Познакомитесь с основами сервисного обслуживания ПК. Узнаете, как настроить резервное копирование информации. А также поговорим о мобильных вычислительных устройствах.
Курс рекомендован ученикам 811 классов

Наука и Жизнь (Личность, общество, наука)

Пётр Власов
На этом курсе мы обсудим историю цивилизации и научных открытий, изменивших её, на примерах конкретных исторических событий и ярких учёных, живших в соответствующие времена. Мы постараемся разобраться, какими разными бывают отношения талантливых людей и общества, как на этих отношениях сказывается исторические, политические и пр. события, – а главное, мы посмотрим, насколько свободны в своих поступках люди, меняющие мир.
Курс рекомендован ученикам 9–11 классов

Немного о нейросетях

Илья Мазеин и Николай Минаев
Все слышали такие слова как «нейросети», «машинное обучение», «искусственный интеллект». Но что такое модель искусственного интеллекта? Как начинали строить нейросети? Какие математические концепции лежат в основе машинного обучения? Мы будем рассматривать машинное обучение с математической точки зрения, разбирать устройство простейших моделей нейросетей и то, каким образом они обучаются и какие задачи могут решать. Если вы не имеете представления о том, как устроены нейронные сети, и искусственный интеллект вам кажется чем-то из области фантастики, во время курса вы убедитесь, что нейросети, как и любые программы, работают по определенным правилам и алгоритмам, и во всём этом можно легко разобраться.
Курс рекомендован ученикам 9–11 классов

Мячик правды не потонет в мутной Лете… (Философия Древней Греции)

Катёна Звонова
Почему именно Древняя Греция стала колыбелью философии? Какова специфика эллинского любомудрия? Как эволюционировала древнегреческая философия? В чем заключается ее значение для последующего развития культуры (вплоть до современности)? Какие возможности открывает перед нами философское наследие Эллады, какие ограничения оно накладывает на мышление? Обо всем этом вы узнаете, прослушав данный курс.
Курс рекомендован ученикам 9 – 11 классов

Аннотации курсов 2 ленты

Дифракция электронов на кристаллах

Алексей Кулыгин
Слово «дифракция» происходит от латинского diffractus (разломанный, переломанный). Световые волны, встретив препятствие на своём пути, могут «ломаться», образуя красивые изображения неожиданной формы. В начале курса мы исследуем это явление с помощью разноцветных лазерных указок и дифракционных решёток. Если свет (световые волны) заменить на электроны (которые также могут вести себя как волны), а дифракционную решётку — на кристалл, получатся такие же красивые картинки. Глядя на них, можно не только любоваться, но и узнать (рассчитать), как устроен этот кристалл: где расположены атомы, как они взаимодействуют между собой, какие у этого кристалла физические свойства.
Курс рекомендован ученикам 7–11 классов

И если хочешь к звёздам… (Научная фантастика)

Аля Коленбет
Мы привыкли думать, что жанр фантастики далёк от нашей реальности; просто объединяет интересные сказки о космических пиратах и затерянных во времени мирах. Но разве с каждым днём наша жизнь не становится всё больше похожей на «фантастику», какой её представляли авторы XIX–XX веков? Так ли уж они ошибались в своих прогнозах? Дествительно писали только о приключениях и опасных монстрах или всё же о чём-то большем? Давайте разберёмся вместе!
Курс рекомендован ученикам 7–11 классов

Кручу-верчу, КПД получу! (Устройство двигателей)

Георгий Миловидов и Никита Кутузов
Хочешь узнать, как устроены двигатели? Чем отличаются лошадиные силы от крутящего момента, компрессия от степени сжатия? Как выглядела первая машина, и кто был её водителем? Если тебе интересны хочешь получить ответы на эти и другие вопросы, а также практика, тогда тебе к нам.
Курс рекомендован ученикам 6–9 классов

Через неделю роботы завоюют мир!!! (Робототехника)

Самир Байрамов
Робототехника – это новая, актуальная технология, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн. В нашем распоряжении будут Lego mindstorms конструкторы, оснащённые микропроцессором и наборами датчиков. С их помощью мы научимся собирать, а затем программировать робота – умную машинку на выполнение определенных функций. А ещё через неделю роботы завоюют мир!
Курс рекомендован ученикам 5–8 классов

Непростые механизмы (Физические принципы работы окружающих нас механизмов)

Иван Рандошкин
Физика – просто! Что скрывается внутри холодильника? Как качать тепловым насосом? Почему у тока есть фаза? Как работает турбина? Полупроводник – как это так? Мы поговорим о принципах работы обычных вещей, свяжем их с законами из школьного учебника физики, узнаем, как работает энергосистема, греющая чайник, и докажем себе, что «час земли» – это отвратительное изобретение невежд! Если тебе интересны эти вопросы, но ты боишься, что знаешь физику плохо… Приходи. Всё объясним!
Курс рекомендован ученикам 7–11 классов

Гармония внутри нас (Введение в эндокринологию)

Александра Тарасенко и Лев Василенко
Откуда ноги знают, когда расти? Как мозг общается с другими органами? И как у сердца, лёгких, почек и желудка получается работать сообща? На эти вопросы может дать ответ эндокринология – наука о строении и функциях желёз внутренней секреции. На курсе мы поговорим о том, как организму удаётся поддерживать гармонию между своими составляющими. Узнаем, что такое гормоны и как они влияют на нашу жизнь. А также разберёмся, где находятся железы внутренней секреции и что они же они из себя представляют.
Курс рекомендован ученикам 6–8 классов

Игры разума (Мышление и речь)

Анастасия Шеломова
На курсе поговорим про особенности нашего мышления и речи. Расскажу про интересные исследования в этой области. Узнаете, почему у японцев нет совести, а индусы «видят» мир красочней, чем другие. Также мы охватим такие интереснейшие темы, как магическое мышление (да-да, приметы, верования и их влияние на нас), интуиция, креативность, воображение и гениальность. Порешаем различные нестандартные задачки, проведём на себе ряд экспериментов. Докажем, что человек – высшая ступень эволюции!
Курс рекомендован ученикам 5–8 классов

Используй силу! (Математические фокусы с числами, картами и веревками)

Зоя Червонцева
Прятать карты в рукаве не круто. Но есть абсолютно честные фокусы, раскусить которые не так-то просто. Я постараюсь научить вас, как читать мысли и предвидеть будущее, как угадывать карты и восстанавливать разрезанное, используя исключительно силу математики.
Курс рекомендован ученикам 5–7 классов

Множество форм я сменил, пока не обрел свободу (Кельтская мифология)

Полина Шанько
Если вы хотите узнать, кто победил в Битве Деревьев, зачем нужны «длинные камни», когда в Ирландии жили боги и как правильно праздновать Самайн – то добро пожаловать на курс! Erin Go Bragh!
Курс рекомендован ученикам 6–9 классов

Язык доведёт: иностранные языки для путешествий

Екатерина Устинина, Анастасия Мясникова, Оксана Костяева, Маргарита Попова
Чтобы путешествовать по миру и открывать новые горизонты, необязательно далеко ходить. Приходите на наш лингвистический курс с элементами географии и других смежных наук и начните изучать уже знакомые языки (английский) по-новому, новые языки (немецкий и итальянский) – по-весёлому, а также можете придумать ваши собственные языки и учить им окружающих – чтобы общаться без границ. Мы будем колесить по разным странам и бродить по узким улочкам, заглядывать в музеи и парки, посещать магазины и кафе, сочинять истории и рисовать карты, строить жилые районы и просто мечтать. Заодно вы выучите массу полезных слов и выражений на нескольких языках, которые пригодятся для реальных путешествий по миру. Один язык хорошо, а несколько — интереснее!
Курс рекомендован ученикам 5–9 классов

Гады и яды (Разнообразие ядовитых животных. Яды в животном мире)

Мария Чернова, Алексей Евсюнин, Светлана Ковальчук, Инна Ширяева
Курс знакомит с разнообразием ядовитых животных и их ядов, значением ядов в жизни тех или иных животных, действием ядов животного происхождения и их применением. О том, как и для чего возникали яды в процессе эволюции, насколько разнообразны и эффективны ядовитые аппараты, каким богатым «полем для творчества» является мимикрия, каких ядовитых животных можно встретить в повседневной жизни и как при этом себя вести, можно узнать с помощью:
— бесед и дискуссий;
— иллюстрированных лекций;
— знакомства с естественным материалом и живыми животными;
— фотовыставки от Тульского экзотариума.
Курс рекомендован ученикам 6–10 классов

Автор и рассказчики в литературных произведениях

Мария Волкова
Многие художественные произведения написаны от первого лица, а некоторые – даже от нескольких лиц. Какие возможности получает автор текста, скрывшись за маской рассказчика? Почему «Повести Белкина» написал Белкин, а «Капитанскую дочку» – Петр Андреевич Гринев? Обязательно ли рассказчик сообщит нам правду, всю правду и ничего кроме правды?
Курс рекомендован ученикам 4–8 классов

Молекулярная биология для чайников: просто о сложном

Пётр Власов, Маша Тутукина и Ульяна Швырева
На курсе вы познакомитесь с миром живого с точки зрения современных биологии и медицины. Мы обсудим удивительное сходство в устройстве и «правилах жизни» самых разнообразных существ – от вируса до человека. Разберёмся, чем отличаются клетки бактерий, растений и животных, как организовано хранение, передача и реализация генетической информации. Почему наблюдается такое разнообразие живого на Земле? Выясним, что появление болезней – неизбежная часть жизни и развития. И, вооружившись достижениями современной науки, попробуем разобраться в некоторых актуальных вопросах человеческой жизни: как узнать причину новой болезни? Как подобрать лекарство? Обязательно ли делать прививки? Что человек будущего может получить от биологии и медицины – стать быстрее-выше-сильнее… или… даже… бессмертным?
Курс рекомендован ученикам 6–9 классов

Математические игры

Наталья Волкова
Математические игры – это не только обязательный элемент математических олимпиад, но и просто интересная штука. На занятиях мы познакомимся с основными типами игр и, конечно же, научимся в них выигрывать!
Курс рекомендован ученикам 6–8 классов

Психология памяти

Елена Сломинская и Дана Смирнова
Как организована наша память, и на что она способна? Почему мы помним то, чего не было, и забываем о том, что было? Почему мы не помним день, когда мы родились? Можно ли доверять своим воспоминаниям? Почему слоган рекламы вертится на языке, а формула по математике вылетает из головы? Как эффективно использовать свою память? На нашем курсе можно ответить на эти и другие вопросы, а также попробовать себя в качестве испытуемого и исследователя в настоящем психологическом эксперименте.
Курс рекомендован ученикам 5–8 классов

Патогены человека

Денис Литвинов
Патогены человека – это различные микроорганизмы, которые так или иначе приносят вред нормальному существованию организма. На нашем курсе мы обсудим несколько видов человеческих патогенов, узнаем, чем они опасны, как на них реагирует наш организм, а также познакомимся с современными методами лечения. Также будет возможность посмотреть на некоторые из них своими глазами. Данный курс предназначен для ознакомления с микробиологией и молекулярной биологией.
Курс рекомендован ученикам 5–8 классов

Здесь — холера, чума, так что блохи не так уж и плохи (Смертельные болезни)

Настя Бескаравайная
На этом курсе я расскажу вам о самых пугающих болезнях, страшных эпидемиях, выкосивших сотни тысяч людей, о возбудителях этих болезней, их клинических признаках и о том, как они передаются. Все, что вы хотели знать о чуме, тифе, холере, но боялись спросить.
Курс рекомендован ученикам 7–11 классов

Кодирование

Дима Иванков
Что такое кодирование, знают все. В этом курсе мы посмотрим на кодирование с математической точки зрения. Мы поймём принципы решения двух основных задач кодирования: (1) сэкономить место хранения информации, например, на компьютере, и (2) закодировать сообщение, чтобы никто не догадался. И, конечно же, мы будем применять алгоритмы кодирования на практике!
Курс рекомендован ученикам 5–8 классов

Кофе с Бахом и Рахманиновым (История русской и западноевропейской музыки в концертах-лекциях)

Вера Воронежская и Мария Лесовиченко
Музыка Барокко — жесткая, неестественная, излишне мудрёная или вся насыщенная контрастами, пышная и великолепная, страстная и утончённая, блещущая жизнерадостностью и переполненная страданием, математически выстроенная и непредсказуемая? Какое значение имели числа и математика для композиторов этой эпохи? Что такое stilus fantasticus? Умели ли свинговать музыканты XVII века? Есть ли связь между словами «барочный» и «порочный». Об этом, и о многом другом поразмышляем 27-28 марта. В музыке Серебряного века мы находим отражение всех современных ей событий: это революции и войны, это философские течения, захватившие мир искусства, это появившиеся новые направления в живописи и поэзии. С. Рахманинов, А. Скрябин и И. Стравинский – композиторы одного времени. Но сколь различны их музыкальные миры, как по-разному действительность отражалась в их произведениях! О творчестве этих трех ключевых фигур русской музыки начала ХХ века мы поговорим 26, 29 и 30 марта. Курс будет сопровождаться музыкальными иллюстрациями в исполнении М. Лесовиченко и В.Воронежской.
Курс рекомендован ученикам 8–11 классов

Основы молекулярной биологии

Ирина Поверенная
Знание основ молекулярной биологии важно как для изучения других биологических направлений, так и в реальной жизни — для понимания и фильтрации околонаучных новостей, например, о ГМО, о лечении наследственных заболеваний путём редактирования генов и др. В данном курсе будут освещены основные процессы, происходящие в клетке на молекулярном уровне, и методы, которые применяются учёными для исследования этих процессов. Вы узнаете, где в клетке есть вилки, как созревает мРНК и почему нужно пользоваться солнцезащитным кремом.
Курс рекомендован ученикам 9–11 классов

Рациональность, которая поможет вам выжить (Введение в теорию познания и научный метод)

Герман Каневский
Умение думать – навык, который более или менее распространён в нашем обществе. Просто кто-то умеет думать чуть лучше, а кто-то – чуть хуже. Чаще всего умение мыслить достаточно качественно достигается за счет большого количества усилий, формализации собственных мыслей, систематического поиска ошибок и постоянной рефлексии. На курсе мы познакомимся с основами логики, мышления нового времени и научным методом. Нельзя сказать, что после этого вы «научитесь думать», но у вас определённо появится шанс лучше понять какую-то часть мыслей, плавающих в голове.
Курс рекомендован ученикам 9–11 классов

Химия в Нобелях. Мир с плеч гигантов since 2000

Сережа Котцов
«Чем живёт современная химия?» – наверняка, некоторые из вас задаются этим вопросом. Мне как химику часто приходится слышать слова о том, что «химия мертва» и «уже не сделает прорывных открытий», что безусловно не соответствует действительности. В этом курсе я покажу чем живёт химия на примере Нобелевских премий с 2000 года: расскажу про эти открытия и про то, почему они заслуживают признания. А также, хочется надеяться, смогу заразить вас любовью к химии.
Курс рекомендован ученикам 8–11 классов

Обработка больших объёмов данных

Олег Ивченко и Валя Раушенбах
У каждого есть смартфон, планшетный ПК, ноутбук. Все они постоянно генерируют большое количество траффика и отправляют в различные интернет-сервисы. Анализ этих данных полезен как для внутренних нужд сервиса (поиск популярных фотографий, пользователей), так и для внешних (поиск похожих фотографий, аудиозаписей). Количество данных постоянно растёт, результаты анализа устаревают, поэтому проводить анализ нужно быстро. В рамках курса вы познакомитесь с основными алгоритмами и инструментами работы с большими объёмами данных. Эти инструменты позволяют работать с данными не задумываясь в общем случае, где и на каком количестве машин происходит анализ.
Курс рекомендован ученикам 8–11 классов

От перекладывания матраса до кубика Рубика (Ведение в теорию групп)

Борис Демешев
За кубиком Рубика и игрой Пятнашки маячит хвост большого раздела математики под названием теория групп. Серьёзные дяденьки и тётеньки применяют теорию групп в физике и химии. А мы будем собирать кубик Рубика, рисовать простые группы, поймём, что a умножить на b не всегда равно b умножить на a, найдём разрешимые и неразрешимые позиции в головоломках, увидим что-то общее между умножением, надеванием носков и переворачиваниями матраса.
Курс рекомендован ученикам 8–11 классов

Аннотации курсов 3 ленты

Нейрохимия от химика. Играя на воображаемой гитаре, используй нейромедиатор

Герман Каневский и Лев Василенко
В мире кока-колы, в котором жизнь без использования благ химической и фармацевтической промышленностей практически невозможна, оказывается очень полезно представлять, как работает наш мозг и, что немаловажно, за счёт чего он работает. В этом курсе, после небольшого введения в нейробиологию, вас ждёт удивительно глубокий мир нейрохимии. Почему кофеин нас бодрит, а ваш папа уже 10 лет не может бросить курить? Глутамат натрия – древнейший продукт эволюции или вредный наполнитель в «Дошираке»? Что общего между родной для нас системой вознаграждения и сериалом «Во все тяжкие»? Эти и многие другие вопросы найдут ответы на данном курсе.
Курс рекомендован ученикам 8–11 классов

Как клетки организма восстают против нас? (Основы онкологии)

Даша Маракулина и Полина Трус
От рака умирает 8 миллионов человек в год по всему миру. К 2030 году ученые предполагает увеличение случаев болезни до 20 миллионов человек. Это курс для тех, кто хочет узнать больше про биологическую природу и причины заболевания. Мы обсудим то, как рак диагностируется и лечится, а также узнаем факторы риска для наиболее распространенных видов рака.
Рекомендовано для учеников 9–11 классов

Суровый Дант не презирал сонета (Введение в стиховедение)

Катя Пастернак
«Наука, вообще-то, вещь весьма скучная, — так не раз заявляли крупные ученые, в частности филологи. Другие с этим спорили: нет, весёлая! особенно — стиховедение». Так начинается одна статья, и в этих словах, наиболее полно отражается атмосфера занятий стиховедением. При хорошем стиховедческом анализе строгость и логичность неизменно сочетаются с весельем и лёгкостью. Что за зверь стиховед и в чём был прав (и был ли) мольеровский господин Журден, которого так поразила мысль о том, что он говорит прозой, а не стихами? Можно ли быстро научиться «ямб от хорея отличать»? Почему так оригинальны стихи, которые писали русские поэты «до Пушкина»? Как выглядит твёрдая стихотворная форма, зачем она нужна и может ли она быть смешной? Как пошутил Пушкин в одном из своих трёх сонетов? В течение пяти занятий мы поговорим об основных разделах стиховедения, проанализируем несколько стихотворений; также будут обсуждаться некоторые сюжеты из истории русской поэзии.
Курс рекомендован ученикам 9–11 классов

Попробуй реши – V2.0 (Решение химических задач)

Серёжа Котцов, Паша Железнов и Маша Тутукина
Химические явления могут быть чрезвычайно красивы. Но чтобы они стали наукой, мы описываем их при помощи математики. И эти математические описания также способны завораживать, причём не только своей непонятностью. В этом курсе мы попробуем постичь красоту этих количественных взаимосвязей, уравнений, формул и научимся извлекать из них большую пользу, чем просто оценка на уроке.
Курс рекомендован ученикам 8–11 классов

Все умрут – а я останусь. Как создать лекарство от минимум всего (Современные методы создания лекарств)

Пётр Власов
Курс посвящён обсуждению двух тем: (1) современным методам создания лекарственных препаратов (по-английски это принято называть drug-design) и (2) тому, как самим разбираться в механизмах действия лекарств, даже не будучи учёным. Для начала мы немного повторим основы биологии: устройство биологических объектов, угрозы вредоносных агентов (вирусы, бактерии), механизмы природной защиты (иммунная система). Далее обсудим этапы разработки лекарственных препаратов и то, какие базы данных и компьютерные программы реально используются в современной биомедицине. Наконец, мы разберёмся, как самому узнать больше про механизмы действия лекарств.
Курс рекомендован ученикам 9–11 классов

Сам себе адвокат. Незнание закона не освобождает от ответственности! Закон суров – но это закон!

Валерий Витальевич Ведерников
После курса вы начнёте ориентироваться в окружающей вас легальной, или иными словами, законной действительности. Закон – это то, что нас ограничивает. Преступив закон, мы должны нести ответственность. Знание закона – это выигрыш в жизни по сравнению с теми, кто о законах не слышал ничего.
Курс рекомендован ученикам 8–11 классов

Ах, если б знал я, кто я есть, то это придало б мне крылья! (Социальная психология личности)

Анастасия Шеломова
Хм, действительно интересно – «А кто я такой?» Правда ли, что все люди разные? Почему с одними людьми нам легко общаться, а с другими контакт ну никак «не клеится»? На курсе подробно обсудим эти и другие важные вопросы, взглянем с психологической стороны на структуру человека и его взаимоотношения с обществом. Поймём, что влияет на формирование нас (нашего «Я»). Разберёмся, любое ли влияние со стороны негативно и как его избежать при необходимости. Научимся общаться с другими, сохраняя себя и свою точку зрения и при этом не ссорясь с окружающими.
Курс рекомендован ученикам 8–11 классов

Я знаю, чего ты хочешь [а ты нет] (Рекомендательные системы)

Валя Раушенбах
Сейчас информации в мире больше, чем кто-либо может усвоить за всю жизнь. Дальше её будет становиться ещё больше, а хочется знать самое интересное (иначе зачем вы сюда приехали?). Рекомендательные системы угадывают, что интересно человеку. Вам не приходится перекапывать весь интернет в поисках интересной статьи именно потому, что рекомендации были везде и всегда. Так что вы уже ими пользуетесь, а курс научит вас строить их целенаправленно.
Курс рекомендован ученикам 9–11 классов

Мы сберегли твой дар, Прометей! (Введение в логику)

Катёна Звонова
Посетив этот курс, вы узнаете о специфике логики как науки и её значении для развития мышления, об основных законах, формах и приемах познавательной деятельности, которые устанавливает, исследует и предлагает логика, о задачах этой дисциплины, а также получите представление о границах применимости классической логики, о специфике логики неклассической, о связи логики с философией, математикой, теорией аргументации.
Курс рекомендован ученикам 9 – 11 классов

Физиология растений

Антонина Лилиенберг
Мы познакомимся с тем, как живёт растение, узнаем, какие проблемы у него возникают, и как оно с ними справляется, в чём оно превосходит своих мягких и подвижных соседей по планете, и почему растения так важны для нашего (людей и зверей) выживания не только в смысле «пожрать и чистый воздух». Присутствуют элементы теории и практики олимпиад уровня региона (города).
Курс рекомендован ученикам 8–11 классов

Параноику постоянно казалось, что за ним следят шизофреники (Психиатрия)

Настя Бескаравайная
Что есть психическое здоровье, а что болезнь? Чем психолог отличается от психиатра? Почему не все пациенты психиатрической клиники психопаты? Что такое галлюцинации и чем они отличаются от иллюзий? Это и многое другое станет понятным для вас после данного курса. Также вы узнаете значение таких красивых слов, как «сенестопатии», «конфабуляции» и «паралогическое мышление». Я приоткрою для вас завесу тайны над самыми «популярными» заболеваниями – маниакально-депрессивным психозом и шизофренией.
Курс рекомендован ученикам 8–11 классов

Путеводитель по пустоши (Психологическая антропология изоляции)

Рауф Ахмиров
Почему взаимодействие с другими людьми требует так много энергии? Что будет, если избегать социальных контактов и что делать, если вас изолировали от общества? Понаблюдаем, как люди решали эти вопросы раньше, что в ответ подсказывает сегодняшняя культура и что думает по этому поводу наш организм.
Курс рекомендован ученикам 8–11 классов

Что такое математика?

Ильдар Хисамбеев
Современная математика даже в своих основах гораздо больше, чем набор тем, который освещают в школе. На курсе мы увидим, что она ещё и гораздо интереснее! Пять занятий курса — это пять сюжетов из основ разных разделов математики, которые, как мы увидим, глубоко связаны между собой. По мотивам каждого из занятий участникам будут предложены задачи для дальнейшего самостоятельного и совместного исследования.
Курс рекомендован ученикам 8–11 классов

Диссиденты: инакомыслие в СССР

Мария Волкова
В Советском Союзе регулярно проводились выборы, победу на которых неизменно одерживали кандидаты «блока коммунистов и беспартийных». Правящая роль коммунистической партии была закреплена в Конституции страны, и казалось, что ситуация останется такой навсегда. Тем не менее были люди, которые попытались бороться с существующей властью. Кто они были? Какие способы борьбы избрали? На что надеялись и почему встали на этот путь?
Курс рекомендован ученикам 7–11 классов

Мир, который внутри (Биохимия и регуляция обмена веществ)

Василий Владимиров
Что мы называем едой, из чего она состоит, и, раз мы её едим, состоим ли мы из того же? Почему одно нам вкусно, но не полезно, а другое полезно, но не вкусно? И кто знает, может, обмен веществ – это что-то большее, чем просто способ получения энергии. Приглашаю вас в огромный мир процессов катаболизма и анаболизма, ферментов, гормональной регуляции и химических аттрактантов – в мир, который внутри.
Курс рекомендован ученикам 8–11 классов

Как в огромном поле web-документов находить пшеницу средь трав (Информационный поиск)

Роман Васильев
Обработка текста – вопрос непраздный, особенно, когда мы имеем дело с тем, что пишут миллиарды диких и неуправляемых пользователей Интернета. В данном курсе вы узнаете, как работают Web-поисковики изнутри, какие алгоритмы применяются для того, чтобы из 10000000000 документов найти и выбрать те заветные 10, которые вам больше всего нужны. А также рассмотрим поиск по картинкам и музыкальным трекам.
Курс рекомендован ученикам 9–11 классов

Введение в термодинамику

Илья Овчинников
Термодинамика и статистическая физика — это разделы физики, которые занимаются описанием сложных (состоящих из огромного числа частиц) систем. В статистической физике исследуют как получить законы их | 19 поведения исходя из законов, описывающих движение отдельных частиц. А термодинамика описывает поведение системы как целого, исходя из нескольких законов (которые были открыты намного раньше, чем стало известно, что вещество состоит из атомов). В нашем курсе мы поймём, что такое термодинамическое равновесие, что такое температура, какую работу может совершить машина, используя тепловую энергию.
Курс рекомендован ученикам 8-11 классов

Дискуссионный клуб

Фёдор Кондрашов и Аня Пузырева
Дискуссионный клуб — курс, предназначенный для обсуждения заранее прочитанных коротких литературных текстов. Само занятие состоит из общего обсуждения, направленного на осмысление самого текста, а также тем, затронутых в нём. Цель обсуждения не в том, чтобы однозначно определить смысл текста, а в том, чтобы научиться критически подходить к прочитанному и получать удовольствие от обсуждения разных мнений. Этот курс поможет более критично относиться к собственным мыслям, а также научиться слушать и понимать мысли других.
Курс рекомендован ученикам 8-11 классов