И море, и Гомер - все движется любовью...

В этих словах Мандельштама содержится глубокий смысл. Я твердо уверена, что все на свете хорошие дела рождаются из любви. Не было исключением и ЗПШ.

Все началось с того, что в 1968 году я закончила Киевский физико-математический интернат. С моей интернатской подругой Надей мы практически одновременно вышли замуж, окончили университет (я - Московский, она - Киевский) и родили двух детей. Наши дети подружились и в старших классах уже имели немалый опыт совместных поездок в КЛШ - Краевую летнюю школу по естественным наукам, Красноярск. Зимой 1989 года после Чернобыля всем родителям Киева настоятельно советовали отправить своих детей на каникулы подальше от города. И они послали своих девочек сюда, в Пущино. Передо мной встала задача - организовать их каникулы наилучшим образом. Женя Черноморец тогда училась в физико-математическом интернате, Наташа - в физическом спецклассе. И у меня не было сомнений, что, если мне удастся организовать занятия днем и культурную программу вечером, то и для девочек, и для моих детей это будет лучшее решение. В то время я преподавала в экспериментальной школе информатику и могла попросить школьную администрацию о помещениях. А мои коллеги были молоды и полны энтузиазма, и я могла рассчитывать, что они проведут небольшое количество занятий по математике, физике, биологии, не касаясь вопросов оплаты. Итак, была потребность в такой школе, и была возможность ее провести. Пущинские старшеклассники начинали тогда ездить и в Красноярск, и в советско-американские лагеря, и на просьбы, связанные со школой, в городе откликались удивительно легко. Администрация Института фотосинтеза предоставила нам зал для лекционных занятий. А администрация экспериментальной школы - несколько классных комнат для семинаров и светелку и спортзал для культурных мероприятий. Лекции читали научные сотрудники Пущинского научного центра.

На занятии.
На занятии.

Семинары вели как научные сотрудники, так и студенты.

Психологические игры.
Психологические игры.

В организации культурной программы мне очень помогала Салосина Людмила Ивановна, преподававшая литературу у моей дочери и курировавшая вместе со мной центр "Искусство" (была такая форма внеклассной работы). Вот так из желания организовать наилучшим образом каникулы близких людей родилось событие, положившее начало замечательной традиции.

На следующий год молодежь взяла власть в свои руки. Директором ЗПШ-2 (1991г.) был Илья Овчинников, в то время студент физфака МГУ. Ему помогало много пущинских выпускников, получивших опыт участия в КЛШ и ЗПШ. Занятия проходили в помещении школы N3. А еще через год ЗПШ-3 (1992г.) проводила Женя Комарова. Камерное мероприятие, родившееся для близких людей, переросло в явление городского масштаба; требовались новые идеи и новые условия проведения. А с этим было тяжело. Преподавателей больше устраивало время студенческих каникул, но у школьников в это время были занятия. И в 1993 году ЗПШ не проводилась.

Ситуация сильно изменилась в 1994 году, когда директором ЗПШ-4 стала моя дочь, Галя Аглямова. Она привлекла в работе своих многочисленных друзей, студентов разных факультетов. Кроме того, у школьников появилось несколько неучебных дней в районе 23 февраля, чем все тут же воспользовались. Валентина Павловна Кузнецова, директор школы N1, обеспечила преподавателям школы режим самого полного благоприятствования - и в учебных помещениях, и на кухне. И школа прошла на редкость удачно. Желающие со временем смогут почитать дневник той школы и увидеть, какой след она оставила в душах детей.

Дионисийская мистерия.
Дионисийская мистерия.

На этой школе Натка Черноморец, приехавшая из Киева уже в качестве преподавателя, встретила Володю Катанаева, который был инициатором проведения Дионисийской мистерии; вскоре он отправился в Киев просить ее руки. И, похоже, на этой школе был найден баланс между Красноярской моделью и местными условиями, который позволил школе просуществовать больше десяти лет.

Если я не ошибаюсь, Галя была директором ЗПШ 5 раз. Кроме того, в разные годы директорами были Юра Елькин, Илья Овчинников, Женя Комарова, Алла Борисюк, Лена Машкина, Ройтберг Михаил Абрамович.

Несомненно, каждая школа была неповторимой и хранила черты своего директора, своих учеников, своего времени. Сотни детей побывали ее участниками, десятки студентов - преподавателями. Но о главных ее чертах я попыталась сказать в стихах:

Натка с Женькой раз зимой
Посетили город мой.
Чтобы гости не скучали,
Школу организовали.

Вот уже десяток лет
ЗПШ несет свой свет
Неформального общения
В процессе обучения.

P.S. Сейчас, в декабре 2003-го года, когда я пишу эти строки, моих детей нет в России. Галка с детьми в Техасе, Вовик в Канаде. Галка преподает там в русской воскресной школе в условиях, очень близких к ЗПШ - в свободное от основной работы время и практически бесплатно. Вовик сейчас не преподает. Он очень тоскует по атмосфере ЗПШ. И, поскольку его концерты тоже стали одной из традиций ЗПШ, он использует возможность окунуться в такую атмосферу хотя бы частично, участвуя в Канаде в фестивалях русской авторской песни.

Лунина Н.Л. декабрь 2003 года.