Архив
Каждый год на ЗПШ проводится множество авторских курсов по различным предметам.
В рамках каждого курса проводится 5 занятий по 60 минут.
Курсы на ЗПШ ведут как действующие учёные и преподаватели, так и студенты. Для нас важно, чтобы заинтересованные в своем деле люди могли попробовать себя в роли автора и ведущего курса и поделиться с другими своими знаниями и навыками.
Ознакомиться со списком курсов прошлых сезонов вы можете ниже.
Введение в микробиологиюБиология5, 6, 7 класс
Вымой руки, там же микробы! Кто из вас не слышал этой фразы? А задумывались ли вы, кто такие эти микробы? И все ли они страшны на самом деле? На нашем курсе мы поможем вам заглянуть в незаметный для нас, но огромный микромир, и углубиться в изучение самой значимой его части — бактерий. Почему мясо тухнет? Молоко становится кислым? Как делаются йогурты, вино и сыры? Что заставляет нас болеть? Но помогает нам в пищеварении? На все эти вопросы мы вместе ответим на нашем курсе. Будет и практическая часть: каждый сможет самостоятельно рассмотреть таких маленьких, но имеющих огромное значение жителей микромира.
Иммунология на страже здоровьяБиология6, 7, 8 класс
Каждый день наш организм ведёт активную борьбу с неприятелями: вредными бактериями и вирусами. Для этого у него есть своя настоящая армия, которая называется иммунной системой. В этом курсе мы разберём ее многочисленный состав, узнаем подробнее, кто нам угрожает, обсудим пути распознавания вражеских агентов и дальнейшего им сопротивления, а также превентивные меры для поддержания нашей армии в полной боевой готовности.
Как же это узнают?
Теория и практика естественно-научных исследованийБиология5, 6, 7, 8 класс
Теория и практика естественно-научных исследованийБиология5, 6, 7, 8 класс
Изучение живой природы — занятие не только увлекательное, но и очень серьёзное. Современная наука предоставляет исследователям удивительные возможности, сотни методик и, конечно, — долгожданные или, наоборот, неожиданные результаты в конце захватывающей работы! Как стать настоящим натуралистом, почему учёных влечёт «в поля» и что они там делают, как применить методики на практике, и какой смысл во всём этом? Данный курс — маленький путь от вопросов к ответам.
Лабиринты мозгаБиология5, 6, 7, 8 класс
Внутри нашей головы, в мозге, каждую секунду кипит работа. Отчасти мозг похож на химическую, биологическую и физическую лабораторию одновременно. На курсе мы попробуем разобраться, как же там всё устроено и какие эксперименты ведутся. Поговорим о её сотрудниках — нейронах и их помощниках — глиальных клетках. В одиночку в лаборатории-мозге ничего не получится сделать, поэтому нейронам обязательно нужно устанавливать друг с другом контакты — синапсы. Именно благодаря слаженной работе мозга организм реагирует на изменения окружающей среды, мы ощущаем цвет, вкус, звуки, целенаправленно двигаемся. Кроме того, в мозге хранится память, этому мы посвятим отдельное занятие и даже сделаем исследование на крысе в лабиринте. А что же будет, если в работе мозга «что-то пойдёт не так»? Мы расскажем про социально важные заболевания мозга.
Органы чувств — как им ЭТО удается?Биология7, 8, 9 класс
Каждому из нас «выдан» совершенно замечательно устроенный организм. И мы им пользуемся, в том
числе для восприятия внешнего мира. Как наш организм распознает звук? Как работает с громкостью? А вы
знаете, что есть специальная, самая маленькая, мышца, которая подавляет предельную громкость? А
почему у кошек светятся глаза из-под дивана? У нас, кстати, не светятся? Видят ли дальтоники цвета
светофора? А ощущение запахов — это почти волшебно. Самый сложный ощущательный механизм, к
слову. Для запахов нет «модельных» образцов, каждый — собран уникально в результате невероятной
работы мозга. А как другие животные чувствуют вкус? Обо всём этом мы поговорим на курсе.
ПротистологияБиология7, 8, 9 класс
Почему псевдогрибы не родственники грибов, а раковинные амёбы не имеют отношения к обычным? Как выглядит современная система живого мира и на каких принципах она построена? Как устроены существа, тело которых состоит всего из одной клетки? На этом курсе мы поговорим о том, кто такие «простейшие», откуда они появились и как влияют на нашу жизнь.
Филогенетика: новый взгляд на ЖизньБиология7, 8, 9 класс
Учёные всегда пытались как-то систематизировать живой мир. Например, поделить его на царства: Животные, Растения, Грибы. Теория Дарвина связала систематику с эволюционным происхождением, или филогенезом. Древо Жизни обрастало всё новыми подробностями. Но вдруг все стройные построения рухнули: анализ ДНК открыл совершенно новые возможности для изучения родственных связей между организмами. Появилась новая наука — молекулярная филогенетика. Многие её открытия стали противоречить классическим идеям, и за последние 20–30 лет Древо Жизни преобразилось до неузнаваемости. На курсе мы обсудим, как по последовательностям ДНК узнать родословную вида, кто такие эукариоты и откуда они взялись, как филогенетика помогает бороться с паразитами, а также почему мы всего лишь личинки губок.