Архив

Каждый год на ЗПШ проводится множество авторских курсов по различным предметам.

В рамках каждого курса проводится 5 занятий по 60 минут.

Курсы на ЗПШ ведут как действующие учёные и преподаватели, так и студенты. Для нас важно, чтобы заинтересованные в своем деле люди могли попробовать себя в роли автора и ведущего курса и поделиться с другими своими знаниями и навыками.

Ознакомиться со списком курсов прошлых сезонов вы можете ниже.

Введение в нейросетиIT, Программирование10, 11 класс
Ведёт:Илья Мазеин
Все слышали такие слова, как «нейросети», «машинное обучение», «искусственный интеллект». Что это значит? Как начинали строить нейросети? Какие математические концепции лежат в основе их обучения? В этих вопросах мы и постараемся разобраться на курсе. Мы будем рассматривать основы нейросетей преимущественно с математической точки зрения и разбирать устройство простейших моделей, чтобы понять, что нейросети, как и любые программы, работают по определенным правилам и алгоритмам.
Введение в советскую архитектуруИстория8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Иван Сапогов
Большая часть зданий и сооружений в наших городах — это советская архитектура, разнородная и подчас противоречивая. Мы проследим её развитие от домов-коммун 1920-х годов до образцово-перспективных районов 1980-х, разделаемся с понятием «сталинский ампир», научимся различать конструктивизм и модернизм, посмотрим оперетту про «хрущёвки» и разберёмся, откуда взялась архитектура, которую мы видим каждый день.
Вирусологическая рулеткаБиология8, 9, 10 класс
Ведёт:Васька Уграицкая
Кто такие вирусы? Живые или неживые? А я умру, если съем вирус? Как они устроены, как проникают в клетки и может ли организм им противостоять? Всё это в моём курсе, посвящённом вирусам! Бонусом — отдельная история про грипп, ВИЧ и бешенство (если быстро пройдём основной материал).
Генетика в кошкахБиология9, 10, 11 класс
Ведёт:Наталья Брик
Почему кошки бывают полосатыми, ведь у них нет тёмных и светлых волосков, как у зебр? Почему рыжие кошки всегда-всегда полосатые, а полосатость может быть и мраморной? Как глухота связана с голубизной глаз, и правда ли это вообще? Почему у кошек часто встречаются белые галстуки, а у лошадей — никогда? Как объяснить трёхцветную окраску кошек, точнее — белые пятна? Почему сиамские котята рождаются белыми? Почему в городах чаще встречаются черные кошки? И ещё множество интересных «кошачьих» вопросов... И ещё больше интересных ответов.
Датчики измерительных системФизика8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Георгий Миловидов
Во время курса вы узнаете, какие бывают датчики и чем они отличаются от детекторов. Рассмотрим их основные метрологические характеристики. А также несколько датчиков разберём и посмотрим, как они работают вживую.
Дискретная математикаМатематика9, 10, 11 класс
Ведёт:Артём Брустовецкий
Однажды великий математик Леонард Эйлер, гуляя по старинному городу Кёнигсбергу, задался вопросом: а можно ли пройти по всем семи кёнигсбергским мостам так, чтобы на каждом из них побывать лишь один раз и вернуться к месту, откуда начал прогулку? Размышляя над этим вопросом, Эйлер открыл новую математическую теорию, теорию графов, которая впоследствии попадёт в область под названием «дискретная математика». На курсе мы попытаемся вникнуть в эту самую математику, убедимся, что это огромная и крайне увлекательная область со множеством парадоксов и занимательных следствий в реальной жизни. Курс особенно рекомендуется школьникам, собирающимся сдавать экзамены по математике/информатике.
Как из нефти сделать жвачку
Процессы и аппараты нефтехимических производств
Химия8, 9, 10, 11 класс
Ведёт:Дима Рощин
Нефть и газ — ценнейшие природные ресурсы, из них можно получить очень много полезного, начиная от топлива и заканчивая, да-да, жвачкой. Но как это происходит? Как из чёрной вязкой жижи получают всё то, с чем мы имеем дело каждый день? Об этом вы узнаете на нашем курсе.
Как работает интернет: история, поисковые технологии, реклама и сбор информации, шифрованиеIT, Программирование7, 8, 9, 10 класс
Ведёт:Аня Чехлова
Все, наверное, пользуются сетью Интернет. А знаете ли вы, как и когда она появилась? Где хранится и какими путями к вам попадает информация, которую вы получаете из интернета? Как собирают и хранят информацию поисковые системы, чтобы потом быстро найти ответ на ваш вопрос? Кто оплачивает бесплатные ресурсы? Как проверяют пароли, не храня их на диске? Как передать секретную информацию человеку, с которым вы никогда не встречались? Как узнать, кем на самом деле написана скачанная из сети программа, которую вы хотите установить на свой компьютер? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с работой сети Интернет, мы будем обсуждать на занятиях.
Как учёные науку об обществе придумывали: какой она должна быть?
Что такое общество с точки зрения социолога?
Социальные науки9, 10, 11 класс
Ведёт:Лилия Иликова
Социальная физика, социальная механика, а, может быть, социальная биология? На этом курсе вы узнаете, что социология — это не только «заполнить анкету» и «выбрать ответы на вопросы». По каким законам устроено общество? Что такое социальная статика и социальная динамика. Что такое социальная стратификация и социальная мобильность? Мы познакомимся с основоположниками социологии, одним из которых был Питирим Сорокин — самый известный российский социолог. Его идеи об устройстве общества до сих пор не утратили своей актуальности, несмотря на то, что он родился 130 лет назад.
Квантовые вычисленияIT, Программирование, Математика10, 11 класс
Ведёт:Борис Демешев
Дорогой школьник, давай попробуем разобраться, как могут работать возможные компьютеры будущего, основанные на квантовых алгоритмах! Обычные компьютеры творят чудеса, хотя умеют всего-то быстро-быстро выполнять логические действия И, ИЛИ и НЕ. А какие элементарные действия умеют выполнять квантовые компьютеры? А что из этих действий можно сконструировать? Мы попробуем понять, что скрывается за такими красивыми словами, как сверхплотное кодирование или квантовая телепортация. По дороге мы узнаем, что такое комплексные числа и познакомимся с бра и кетами. Сюжет довольно сложный и, конечно, не входит в школьную программу, и, честно говоря, я и сам до конца не знаю, сколь далеко нам удастся пройти по этой тропе. Но я очень постараюсь, чтобы было понятно, ведь возможно именно ты будешь создавать программы для квантовых компьютеров!