Примеры курсов-2014

Это — избранные подробные планы и описания курсов. Предполагается, что их можно использовать не только для ознакомления, но и для проведения собственных курсов. Присутствуют элементы рефлексии преподавателей, по которым можно оценить, насколько удачны оказались курсы на практике.

Теории денег

Что такое деньги, откуда они взялись, и чего от них ждать

Цель курса - показать, что определение денег – непростое понятие, требующее знаний не только в области экономики, но и истории, социологии, политологии, антропологии, археологии. Рассказать, как экономисты привыкли рассуждать про деньги, и как можно рассуждать про деньги по-другому. Показать на этой основе, как разные определения денег приводили (и приводят) к разным результатам. Собственно, показать, что деньги – это очень интересно и, во многом, совершенно непонятно.

Ведущий курса: Юлия Вымятнина

Предполагаемый возраст слушателей: 9-11 класс.

Аннотация для школьников

Этот курс – про деньги. Про то, что мы можем считать деньгами, а что – не можем. Про то, какими деньги были раньше, какие деньги мы имеем сейчас, и каких денег нам ожидать в будущем. Откуда взялись деньги и исчезнут ли они когда-нибудь? Быть богатым – это значит иметь много денег? Как много денег нам нужно? Как мы можем с помощью денег управлять экономикой? Ответив на эти вопросы, мы узнаем, как с помощью денег экономика может улучшать (или ухудшать) жизнь людей.

План-конспект

Имеются подробные материалы к курсу.

  1. Определения денег
    • Определение денег через их функции
    • Бывают «частичные деньги» – деньги, которые выполняют некоторые, но не все функции денег (пример с гинеей)
    • Деньги не обязательно имеют внутреннюю стоимость, чаще они являются символическими деньгами
    • Денежное обращение обычно организуется государством
    • Деньги всегда являются чьим-то долгом
    • На практике деньги определяются через т.н. денежные агрегаты (М0, М1, М2)
  2. Происхождение денег – традиционная версия
    • Мы не знаем, как произошли деньги, потому что они появились до письменности
    • Есть гипотеза, что сначала возник бартер
    • Следом появились товарные деньги
    • Появление монет (Китай, 10 в. до н.э., Индия, 7 в. до н.э., Лидия, 7 в. до н.э.)
    • Возникновение бумажных денег
  3. Происхождение денег – традиционная версия (продолжение)
    • Золотой стандарт – 4 основополагающих банка (Англии, Франции, Германии, США)
    • Бреттон-Вудская система (золото-дивизный стандарт) – система плавающих обменных курсов
    • Декретные (фиатные) деньги
    • Альтернативная гипотеза происхождения денег – единица учета
  4. Происхождение денег – альтернативная версия. Электронные деньги
    • Альтернативная гипотеза происхождения денег – единица счета
    • Трактовка денег в Законе о Банке России
    • Понятие электронных денег
    • Различные схемы организации электронных платежей
  5. Криптовалюты (продолжение). Теория денег, индуцированных государством.
    • Как генерируются криптовалюты
    • Чем криптовалюты отличаются от электронных денег
    • Связь биткоина с теневой экономикой
    • Создание денег государством – подушевые налоги

В результате курса заинтересованные слушатели узнали: как определяются деньги, факты из истории денег, гипотезы происхождения денег, о разных системах организации электронного денежного обращения, криптовалютах и вопросах, связанных с ними.

Занятия проводились в виде лекций-дискуссий, когда слушателям предлагались вопросы для обсуждения, а затем на основе их ответов выстраивались основополагающие понятия теории денег, приводились основные моменты из истории денег, обсуждались спорные вопросы понятия и происхождения денег.

Ребята смогли самостоятельно определить большинство функций денег, вспомнить/угадать многие моменты из истории денег, высказали хорошие предположения о том, что монеты были неудобны и почему, предположили, что в основе денег могут лежать затраты труда (основы трудовой теории стоимости!).

Литература

  • Сторчевой М.А. Основы экономики: Учебник/под редакцией П.А.Ватника. СПб.: Экономическая школа, 1999. 432с. (отдельные главы)
  • Полезен также сайт pro.lenta.ru/money
  • Вымятнина Ю.В. Теория денег: уроки кризиса. СПб. Изд-во ЕУСПб, 2014. – 271 с.
  • Handa J. Monetary Economics. 2nd ed. London; New York: Routledge, 2009. 844 с.
  • Davies G. A History of Money: From Ancient Times to the Present Day. 3rd ed. Cardiff: University of Wales Press, 2002. 720 c.
  • A Handbook of Alternative Monetary Economics / Eds. M. Sawyer, Ph. Arestis. Cheltenham, UK; Northampton, MA, US: Edward Elgar, 2006. 524 с.
  • Wray, Randall. Understanding Modern Money: The Key to Full Employment and Price Stability Edward Edgar, 1998
  • Galbraith J.K., 1975, Money: whence it came, where it went (Penguin Books)

Биомедицина

Курс «Введение в биомедицину». Синонимичное название «Жизнь. Прекрасная и удивительная».

Автор: Власов Пётр Константинович, выпускник МФТИ, к.ф.-м.н. / senior postdoc, Centre for Genomic Regulation (CRG) and Universitat Pompeu Fabra (UPF) (Барселона, Испания)

Цели и задачи курса Введение в современную биологию и медицину. Обсуждение принципов, воплощённых на молекулярном и клеточном уровне в живых процессах – причём в форме, доступной школьникам средних классов, в чьей образовательной программе такая биология пока ещё не фигурировала. Актуальные преставления современной науки – единство генетического кода, устройство ДНК и белков, метаболизм, эволюция, угрозы вредоносных агентов и принципы организации защиты – природной (иммунитет) и искусственной (вакцины, лекарства).

Расписание по дням. Далее представлен примерный расклад. Конкретика материала сильно варьируется от уровня школьников, скорости восприятия информации и их персональных интересов.

День 1-й

Окружающий нас мир состоит из атомов и молекул. Из них же состоят и живые объекты. Но в некоторых свойствах – притом наблюдаемых воочию – «живое» отличается от «неживого». Эти свойства – способности к самовоспроизведению, передаче информации от родителей к потомкам, превращения энергии из одних видов в другие.

Чтобы создать, «собрать» свою копию или потомка (про разницу между этим вариантами мы ещё поговорим попозже), живым существам необходима инструкция по сборке. И живые организмы хранят эту инструкцию в себе – она называется генетическим кодом. Все живые огранизмы используют единый генетический код. Он одинаков и для сложных многоклеточных организмов, и для бактерий, и для примитивных вирусов. «Одинаков» – за очень редкими исключениями, про которые я постараюсь тоже упомянуть. Но вообще, практически вси закономерности в природе имеют исключения.

Код является «инструкцией по сборке» белков – микроскопических объектов, молекул, заполняющих организм и выполняющих большинство его жизненных функций.

Код, записанный в конкретной клетке, переносится (копируется) из неё в клетки-потомки, в процессе размножения. Повреждения генетического кода, приводят к сборке изменённых (повреждённых) белков. И перенос кода от клетки к потомкам приводит и к наследованию таких изменений.

Основа генетического кода – молекула ДНК. Все молекулы живого – ДНК, белки, химические вещества – состоят из одних и тех же атомов, и эти молекулы способны взаимодействовать друг с другом, и влиять друг на друга.

Как происходят повреждения генетического кода? Основными факторами риска являются внешние воздействия: активные химические вещества, радиация, излучение, воздействуют на молекулы ДНК и повреждают её участки. Также опасны некоторые вирусы, встраивающие свой код в код клетки-хозяина. Некоторое количество изменений происходит возникает при копировании генетического кода, при делении клеток, из-за ошибок механизма копирования.

Изменённый код переходит от клетки к её потомкам при делении.

День 2-й

Наиболее распространённые сейчас лекарства – это небольшие молекулы, которые приклепляются к белкам и меняют их работу, или даже «выключают» (блокируют) белки.

Главным причиной действенности таких лекарств является единство кода и собираемых по нему белков. Во всех клетках одного организма белки устроены одинаково, и множество молекул лекарства прикрепляется ко множеству идентичных копий белка во множестве клеток.

Но зачастую, малые молекулы лекарств, в силу простоты своего устройства, имеют возможность связываться со слишком многими, разными белками. Это приводит к побочным эффектам – лекарство виляет не только на работу белка-«мишени», но и на работу других белков, и часто нежелательным образом.

Раз уж устройство белков записано в генетическом коде – можно пытаться исправить повреждения в нём, чтобы белок собирался правильным образом. Также, можно остановить сборку неправильной версии белка – заблокировав соответствующий код – и ввести в организм код с правильной инструкцией по сборке данного белка. Клетки с правильным кодом, размножаясь, постепенно заместят повреждённые клетки.

День 3-й

Иммунная система – естественный защитник организма. Она состоит из различных белков и клеток, вылавливающих и уничтожающих чужеродные белки и клетки.

Иммунная система умеет отличать свои, «родные» белки от посторонних с помощью молекулярных взаимодействий. Клетки со специальными «узнающими» белками, циркулируя по организму, постоянно проверяют попадающиеся на их пути белки и клетки.

Некоторые лекарства активируют иммунную систему (взаимодействуя с её белками), вынуждая её активнее искать и уничтожать чужеродные объекты.

Можно попытаться выращивать клетки иммунной системы специально, программируя их на поиск и уничтожение определённых объектов.

День 4-й

Современный цикл разработки лекарства подразумевает, как правило, создание небольшой молекулы, нацеленной на изменение функции одного конкретного белка. Цикл включает следующие стадии:

  • изучение молекулярного механизма развития болезни, идентификация белка-«мишени», критического в этом механизме, изучение его правильного и изменённого состояний,
  • перебор, компьютерным молекулярным моделированием, множества молекул, для оценки их перспектив связаться с белком-мишенью и изменить его функцию (миллионы молекул),
  • экспериментальное тестирование молекул, для которых моделирование дало наилучшие результаты, на клетках (тысячи молекул),
  • экспериментальное тестирование на животных, в которых искуственно вызваны процессы, аналогичные протеканию болезни у человека (десятки молекул),
  • клинические испытания на людях (единичные молекулы).

День 5-й

Весь организм развивается из одной клетки. Можно на ранних стадиях его развития проверять генетический код на наличие ошибок, и искусственно отбирать для дальнейшего развития и рождения только клетки и эмбрионы с правильным кодом.

Также возможно искусственное внедрение совершенно нового генетического кода, для сборки белков, способных выполнять совершенно новые функции. Это может помочь улучшить обмен веществ, повысить двигательную активность, выносливость, обострить органы чувств… Но следует иметь в виду, что ресурсы для выполнения таких новых функций будут отниматься у прочих, уже запрограммированных жизненных процессов. Чем сложнее организм, тем более тонкую и продолжительную настройку он претерпел по ходу эволюции, и любые резкие внешние вмешательства в эту настроенную систему могут нарушить её работу, внеся больше вреда, чем пользы.

Но мы однозначно не знаем – и вряд ли узнаем вообще – какие из ещё не-изученных, или не-появившихся в природе, вариантов генетического кода являются плохими или хорошими. Кроме того, изменения в коде происходят на всех стадиях развития организмов. Потому, большинство изменений в живым организмах будут идти естественным эволюционным путём, а нам останется лишь распознавать и исправлять откровенные повреждения, ведущие к явным нарушениям процессов жизни – но есть основания надеяться, что мы учимся вносить такие исправления всё лучше и лучше, благодаря развитию науки вообще, и биологии в частности.

Метагеномика

Человек обетованный

Это — проектный курс (больше времени, практическая направленность).

Ведущие проекта: Гладышев Сергей (студент 2-го курса магистратуры МФТИ (ГУ)), Буянова Софья (студентка 1-го курса ФББ МГУ).

Цель проекта: дать представление о метагеномике , о роли микробиома и его важности для человека, на практике освоить современные биоинформатические методы анализа метагенома. Познакомить участников со средой Linux, провести анализ состава микробиоты кишечника человека.

1-й день

Повторение необходимых тем из биологии. ДНК, РНК, белки, основная догма молекулярной биологии, филогенетика. Общее представление о секвенировании генома.

Введение в метагеномику. Горизонтальный перенос генов. Метаболическая сеть. Микробиом человека. Факторы, определяющие и влияющие на микробиом человека. Функции микробиома человека. Причины нарушений. Пробиотикики. Пребиотики. Методы метагеномного анализа. 16S рРНК. Metaphlan.

Комментарии. Поскольку это проект, большую часть необходимой теории пришлось объяснить в первое занятие, без углубления в детали, делая упор на понимание основ. Многое дети уже знали. Материал подавался в легкой и красочной форме. По опыту последующих занятий, в первое занятие было усвоено примерно 60% материала. То, что не было усвоено, повторялось потом.

2-й день

(вела Софья Буянова)

Введение в Linux. Практикум.

Общие сведения о Linux. Основы работы с командной строкой. Формат ввода команд, ключи, параметры. Справка, –help, man. Команды grep, find, cd, cp, mkdir, rmdir, rm, pwd, head, tail. Потоки, входной поток, выходной поток, перенаправление потоков. Практикум.

Комментарии. Занятие было непростое и довольно интенсивное. Сильно помог практикум, на котором дети и освоили основную долю информации. Процент усвоенной информации примерно 40 %. Усвоили все, что было нужно в дальнейшем для практической работы.

3-й день

Анализ 16S рРНК.

Образец для анализа – сиквенс 16S рРНК кишечного метагенома 6-ти летнего ребенка, полученный на секвенаторе 454 Roch.

Формат fastq. Повторение метода секвенирования (на базовом уровне, что бы было понятно, с чем имеем дело). Понятие химерных прочтений. Способ исключения химерных прочтений на основе известных последовательностей генов 16S рРНК. Собственно исключение химерных прочтений с помощью программы Uchime. Классификация состава микробиоты по генам 16S рРНК с помощью программы RDP Multiclassifier. Визуализация полученных данных, построение графиков.

Комментарии. Самое неудачное занятие курса. Дети скучали из-за переизбытка новой информации и недостатка развлечения. Надо было уделить больше времени на практику (не просто запуск программ, а еще и предварительная работа, что бы можно было больше попробовать что-то позапускать с разными параметрами). В объяснение теории следовало включить больше красочных иллюстраций.

4-й день

Повторение материала предыдущего дня. Доработка графиков.

Запуск программы Metaphlan (полногеномный сиквенс того же биологического образца, что анализировался в предыдущий день, но секвенированный на Illumina MiSeq). Визуализация с помощью пакета программ Krona.

Комментарии. Поскольку предыдущее занятие было неудачным, часть времени посвятили повторению. В отличие предыдущего занятия больше времени было оставлено на самостоятельную работу детей. Это значительно помогло. Дети смогли поиграться с программками, красивыми способами визуализации. Так же регулярно делался перерыв на обсуждение теоретических вопросов из биологии и метода секвенирования.

5-й день

Повторение материала предыдущего дня. Доработка графиков.

Запуск программы Metaphlan (полногеномный сиквенс того же биологического образца, что анализировался в предыдущий день, но секвенированный на Illumina MiSeq). Визуализация с помощью пакета программ Krona.

Комментарии. Поскольку предыдущее занятие было неудачным, часть времени посвятили повторению. В отличие предыдущего занятия больше времени было оставлено на самостоятельную работу детей. Это значительно помогло. Дети смогли поиграться с программками, красивыми способами визуализации. Так же регулярно делался перерыв на обсуждение теоретических вопросов из биологии и метода секвенирования.

Биология времени

Автор курса и преподаватель: Ирина Владимировна Алисова. Курс рекомендован ученикам 5–8 классов.

Цель курса:

  1. Предоставить обзор ритмов в природе, как экзогенных, так и эндогенных.
  2. Рассказать о подходах к их изучению и отделению экзогенных и эндогенных ритмов.
  3. Показать взаимосвязь физики и биологии.
  4. Рассказать о возможных молекулярных причинах эндогенных биоритмов, их эволюционной роли.
  5. Дать опыт наблюдения за живыми объектами.

День за днём

Занятие 1. 24.03.2014

Базовые понятия – осцилляция, флуктуация, ритм, маятник, фаза, сдвиг фазы, колебания. Типы ритмов. Типы часов. Причина 24-часовых суток. Откуда взялось число 12? Солнечные часы и математика. Термодинамика в биологии. Пожелания школьников к курсу. Выбор школьниками объектов наблюдения и что может служить объектом наблюдения хронобиолога и почему. Обзор литературы по теме биологии времени. Цветочные часы.

8 школьников выбрали себе в качестве объекта наблюдения человека (самого себя или родственника), 2 — домашнее животное, 2 — растения.

Занятие 2. 26.03.2014

Экзогенный солнечный ритм у растения – Фитохромы. Активные и неактивные формы. Белки фитохромов. Мутации белков. Глубина залегания проростков. Годичный цикл растения. Рецепторы растений.

Гены биологических часов.

Почему цветки раскрываются в определенное время? Растения длинного и короткого дня и их цветение в зависимости от условий освещенности. Амплитудная и частотная модуляция колебаний. Гравитационное взаимодействие.

Занятие 3. 27.03.2014

Эволюция нервной системы. Гипоталамус. Супрахизмальное ядро. Цикл сна-бодрствования. Криптохром.

Великие люди, которые мало спали. Функции сна. Что такое глиальные клетки?

Отклонения от 24-часового цикла.

Опыты по помещению пробанда в место без часов. Какие параметры сохраняются и какие сдвигаются.

Факторы, влияющие на биологические часы. Научение. Опыты с наученными животными.

Малатонин и серотонин.

Занятие 4. 28.03.2014

Обсуждение опытов.

Фрагменты лекций С.Э. Шноля о колебательных реакциях и дискретной структуре гистограмм распределения.

Годовые ритмы у человека. Лунные и недельные ритмы. Минутные ритмы у человека. Взаимосвязь физиологических показателей.

Лень и биоритмы. Ритмическое изменение внимательности и скорости в течение дня.

Проблемы: надо было больше курировать их экспериментальную работу.

Результат

Ребята сделали прекрасные и очень любопытные наблюдения. Активно задавали вопросы. Сами придумывали сочетания – например за мамой, собой и бабушкой. Выбирали удобный для себя ритм – от недельного до минутного.

У них улучшились отношения с бабушками и дедушками – у тех, кто выбрал наблюдать за родными.

Что можно улучшить – больше внимания к экспериментальной работе учащихся (следующая версия курса будет намного более практическая), введение элементов «интересные факты».

Литература

beykoz evden eve nakliyat - çekmeköy evden eve nakliyat - kadıköy evden eve nakliyat - kartal evden eve nakliyat - maltepe evden eve nakliyat - pendik evden eve nakliyat - sancaktepe evden eve nakliyat - sultanbeyli evden eve nakliyat - tuzla evden eve nakliyat - ataşehir evden eve nakliyat - ümraniye evden eve nakliyat - üsküdar evden eve nakliyat - gebze evden eve nakliyat -
cccccc