Курсы и проекты ЗПШ-2013

ЗПШ-2013. Аннотации курсов и проектов

Проекты – это особые, расширенные 10-часовые курсы (стандартные курсы рассчитаны на 5 часов), носящие прикладной характер и занимающие сразу 2 ленты. Проекты были на ЗПШ в 2013 и 2014 гг.

Аннотации курсов 1 ленты

Строгие формулы языковой истории (Регулярные фонетические соответствия)

Света Бурлак
В самых разных языках иногда встречаются похожие слова. Как узнать, родственны они или нет? Что позволяет ученым с такой уверенностью говорить о родстве в одних случаях и о случайном сходстве в других? Можно ли распознать родство слов, если в них не сохранилось ни одного общего звука? Есть ли в развитии языка строгие законы, которые можно выразить формулами?
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Старославянский язык

Мария Турилова
Зачем учить старославянский язык, если на нем давно никто не разговаривает? Некоторые утверждают, что на нем вообще никогда не разговаривали… А как на самом деле?
Мы будем читать написанные глаголицей и кириллицей отрывки из Евангелия и богослужебных текстов, которым больше тысячи лет, и узнаем, о чем на старославянском языке разговаривали с Богом.
Курс рекомендован ученикам 5—11 классов.

Город в истории: капитал, власть и эстетика

Митя Кокорин, Юлия Рыбалкина
Что делает пространство совместного проживания людей городом? Чем сегодняшние города похожи на античные полисы? Что делает город современным? История градостроительства связана как с историей архитектуры, так и с политической историей. Город это «сосуд власти» — место, где социальная активность сосредоточена максимально плотно и место, где концентрируются все средства для управления территориями, основные способы подчинения природы человеку.
В рамках курса будет рассмотрена история городов в контексте материальной культуры и интеллектуальная история «города» — эволюция идей и представлений о правилах совместного проживания людей.
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Walkie-Talkie (Say it in English)

Ася Казанович, Cathy Chamberlin
Курс для тех, кто говорит по-английски (или не особо говорит, но готов попробовать). Будем в игровой форме узнавать, запоминать и использовать разные полезные английские слова, которые обычно не попадаются в школе, а в жизни очень даже попадаются.
Курс рекомендован ученикам 6—11 классов.

Мозг и поведение: от муравья к человеку (Основы этологии)

Вика Синельникова
На этом курсе мы совершим увлекательное путешествие в мир животных: узнаем, как изучают их поведение, какие биологические явления лежат в его основе и что известно современной науке о языке и интеллекте животных. Если тебе интересно, до скольких считает муравей, как общаются друг с другом пчелы и может ли шимпанзе научиться говорить, то данный курс поможет найти ответы на эти вопросы.
Курс рекомендован ученикам 5—8 классов.

Мир оттенка хлорофилла (Ботаника. Анатомия и морфология растений)

Маша Лымаренко, Алёна Турчина
Что такое ксилема и флоэма? Аэренхима и перидерма? Речь идет о фантастических существах? Вовсе нет, все это — составляющие окружающих нас растений. На курсе мы пройдемся от корня к цветку, не забыв про стелярную теорию, разберемся во всех тонкостях, научимся на практике определять, различать и классифицировать растительные «внутренности и поверхности».
Курс рекомендован ученикам 8—10 классов.

Жизнь. Прекрасная и удивительная (Биомедицина)

Петр Власов
На курсе вы познакомитесь с миром живого с точки зрения современных биологии и медицины. Мы обсудим удивительное сходство в устройстве и «правилах жизни» самых разнообразных существ — от вируса до человека. Разберемся, откуда это сходство и почему в то же время наблюдается такое разнообразие живого на Земле. Выясним, что появление у нас болезней и инфекций — неизбежная часть жизни и развития. И, вооружившись достижениями современной науки, попробуем разобраться в некоторых актуальных вопросах человеческой жизни: как узнать причину новой болезни? Как подобрать лекарство? Обязательно ли делать прививки? Что человек будущего может получить от биологии и медицины — стать быстрее-выше-сильнее или даже бессмертным?
Курс рекомендован ученикам 5—8 классов.

Попробуй реши!

Ильдар Хисамбеев
Тебе нравятся математические задачки? Не представляешь, что в них может быть интересного? Ни разу не играл в математические игры? Тогда приходи узнать! Здесь скучно не будет.
Наоборот — щелкаешь как орешки, участвуешь в олимпиадах? Тем более приходи! И для тебя найдется, над чем поломать голову.
Курс рекомендован ученикам 5—7 классов.

Вообрази и запомни (Удивительные возможности памяти и воображения)

Леша Забелин
Ты слышал про людей, которые запоминают невероятные объемы информации?
А сколько слов можешь точно запомнить ты? Сможешь ли запомнить новый десятизначный номер сотового телефона? А сразу два?
Предлагаемый курс ознакомит на практике с основными особенностями памяти, на базе которых строятся многочисленные мнемотехники, позволяющие значительно улучшить возможности запоминания и вспоминания. Мы изучим простые и эффективные приемы запоминания, заметно увеличивающие объем точно усваиваемой информации (слов, чисел, названий, имен и пр.). Тебе будут показаны принципы, которые позволят самим при желании изобретать подходящие именно для тебя конкретные способы запоминания нужной информации. Причем здесь воображение? А оно очень сильно нам поможет при запоминании!
Курс рекомендован ученикам 7—11 классов.

Математический взгляд на проблемы развития листа

Алексей Кулыгин
Плоские листья многих растений «расчерчены» жилками, их еще называют проводящими пучками — внутри них в одну сторону транспортируется вода и необходимые листу вещества, а навстречу — то, что растению из листа нужно «забрать» и использовать где-то еще. Чтобы обеспечить транспортом веществ все клетки, сеть жилок должна покрывать весь лист и быть достаточно густой.
Как и когда определяется, какой именно будет сеть жилок? Оказывается, это происходит в самом начале развития листа (а затем лист только увеличивается в размерах, но его рисунок уже не меняется). Если мы хотим узнать, что происходит в этот момент, вовсе не обязательно что-то рассматривать под микроскопом — достаточно просто подождать, пока лист вырастет.
А происходит как раз самое интересное: клетки (пока они еще все одинаковые) обо всем «договариваются» со своими соседями — как и куда расти, как делиться, кому, когда лист станет взрослым, заниматься фотосинтезом, а кому — транспортировкой веществ. Правила этих «переговоров» не очень сложные и в основном уже известны. А раз так, то вместо настоящих клеток настоящего растения можно написать программу для компьютера.
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Кумир и роботы

Тимур Джелядин, Арсений Буланов
Уже много лет на ЗПШ проходят курсы по языку Кумир. Многие ЗПШкольники уже знакомы с этим языком и умеют писать программы для виртуального робота, который ходит по монитору и закрашивает клетки прямоугольного поля. Кумир не стоит на месте! В новой версии языка появилась великолепная возможность: теперь можно писать программы для настоящего робота! Язык Кумир достаточно прост, и с программами может справиться любой школьник. В конце курса у тебя будет достаточно знаний, чтобы написать для Робота красивую программу и удивить своих друзей на выставке-конференции!
Курс рекомендован ученикам 5—8 классов.

Размерные-безразмерные (Различные вопросы, связанные с понятиями размерности)

Андрей Заболотский
Физики и математики вкладывают в понятие «размерность» связанные, но все же разные смыслы. Мы посмотрим на размерность с трех разных сторон. Если размерность есть: почему нельзя складывать яблоки с апельсинами, но перемножать — можно; как угадать физическую формулу, не проводя никаких вычислений. Если размерности нет: только безразмерная величина может быть действительно большой или маленькой; отменил ли Эйнштейн Ньютона? Если размерность не целая: фракталы — красивейшие картины, рожденные абстрактной игрой ума.
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Introduction to formal Logic

Ruda Guigo i Corominas, Oriol Pich Rosello
This course is an introduction to formal logic. It is deeply tied to mathematics and philosophy, as correctness of argumentation is particularly crucial for these abstract disciplines. Logic systematizes and analyzes steps in reasoning: correct steps guarantee the truth of their conclusion given the truth of their premise(s); incorrect steps allow the formulation of counterexamples. Recognizing the correctness or incorrectness of steps is crucial in order to critically evaluate arguments, not just in philosophy and mathematics, but also in casual life.
In this course we will introduce the students to a first formalization of the logic system, incorrect arguments, fallacies, paradoxes… Always through clear and fun examples of reasoning that we can do in our everyday’s life.
This course will be taught in English.
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Искра гения (Творческий путь и судьба Льва Семеновича Выготского)

Нестерова Анастасия Владимировна, Яна Варваричева, Маша Гаврюшина
Курс «Искра Гения» — попытка познакомить вас с уникальной судьбой советского психолога Льва Семеновича Выготского, его самоотверженной работой и удивительными открытиями, многогранностью его научных интересов, уникальностью теоретических исследований в области психологии и его практической психологической деятельностью.
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Аннотации курсов 2 ленты

Искусство видеть (Художественный образ в картине)

Татьяна Чемерис
Произведение искусства — это пространство, в котором происходит диалог художника и зрителя. Где не состоялось разговора со зрителем, где зритель не задал ни одного вопроса, не добавил к мысли художника ни одной своей мысли — там искусство не достигло главной цели.
Этот курс для тех, кого интересуют вопросы: о чем говорит искусство, как говорит искусство, зачем существует искусство?
Вы узнаете о том, что такое картина на самом деле и почему смотреть и видеть не одно и то же. Вы сможете разгадать «простые» на первый взгляд изображения и самостоятельно сделать художественный анализ картины.
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Структура города. Современная архитектура как словарь градостроительных решений

Анастасия Калмыкова, Рита Петрова, Лена Фадеева
Какую роль берет на себя архитектура сегодня? В чем принципиальное отличие подхода современных архитекторов к формированию городской среды? Как архитектурное решение может повлиять на социальную жизнь жителей города? Что делает возможным запуск экологически безопасного транспорта? Как идеология и экономика ограничивают выбор альтернатив при выработке решений градостроительной политики?
Мы рассмотрим конкретные архитектурные и планировочные решения и их влияние на городское пространство. Мы постараемся понять архитектуру с точки зрения функций, знакомых каждому: жилище, общественные пространства, городская инфраструктура.
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Egyptian art: from ancient times to eternity!

Anna Espona Costa
What are the Houses of the Eternity? What is the meaning of the pyramids? What did the hieroglyphics mean? At the end of this course, you will have an answer to all these questions and more. You will be able to recognize the ancient Egyptian monuments in the different periods. Moreover, through its art you will discover Egyptian daily life, the pharaoh’s life and all the rituals Egyptians used to do. Let’s unlock the Egyptian mystery together…
The course will be taught in English.
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Знаки и жесты (Базовые понятия семиотики)

Ася Ройтберг
Вокруг нас множество знаков: дорожные знаки, сигналы светофора, зеленые кресты — для аптек и красные — для машин скорой помощи, а еще и смайлики. Как понять, что знак, а что нет? Например, чем отличается знак «пешеходный переход» от картинки, на который нарисован человек, переходящий дорогу? Какие бывают знаки, и как их мы используем? Также поговорим о жестах: считать ли жесты знаками; бывают ли антонимы и синонимы среди жестов, как сделать словарь жестов.
Курс рекомендован ученикам 5—7 классов.

Теория Решения Изобретательских Задач

Алексей Дмитриевич Калашников
Думать, оказывается, нужно уметь. И этому стоит поучиться. Все последние открытия и изобретения сделаны людьми, которые учились думать. Может быть, именно поэтому технический прогресс сделал такой огромный прыжок в последние десятилетия. Ведь Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) существует всего полвека. Тот, кто имеет о ней представление, сможет гораздо легче и быстрее решить любую жизненную проблему и техническую задачу.
Курс рекомендован ученикам 5—7 классов.

Египетские иероглифы внутри нас (Рассказ о биоинформатике через простые аналогии)

Ваня Антонов
Биоинформатика — это новая и пока еще малоизвестная наука. Данный курс расскажет вам в доступной форме о том, что изучает биоинформатика и что полезного с ее помощью можно делать. Задачи биоинформатики сравниваются с общеизвестными понятиями, такими как расшифровка египетских иероглифов и работа компьютера.
Программирование и математика являются важной составляющей биоинформатики, поэтому если вам нравится работать с компьютером, но вы не очень хорошо знаете биологию — ничего страшного, приходите все равно. Я постараюсь сделать так, чтобы всем было понятно и интересно!
Курс рекомендован ученикам 6—9 классов.

Микроманипуляции, микромоторы, микророботы

Маша Скрябина
Мы придумали множество способов сдвинуть с места неподвижное: сначала изобрели паровую машину, потом двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель… Мы можем передвигать многотонные грузы с одной точки планеты в любую другую. Но целенаправленное движение существовало задолго до того, как человек впервые соорудил колесо. Это движение живых организмов. Мы дышим, едим и движемся, и внутри нас шелестят миллиарды шестеренок, рычагов и турбин! Биологические моторчики, созданные природой для того, чтобы позволить нам свершать наши деяния, являются малюсенькими устройствами, размером от нескольких нанометров до нескольких микрометров. В рамках курса речь пойдет о том, какие виды биологических микромоторов существуют в природе и о том, каких успехов достиг человек в осуществлении своих коварных планов создать нечто подобное. Мы узнаем, какой двигатель предпочитает бактерия, как заставить частицы, которые можно увидеть только в очень хороший микроскоп, бежать в нужную именно вам сторону, и о том, какова величина самого маленького робота, созданного человеком.
Курс рекомендован ученикам 9—11 классов.

Сложно ли быть простым? (Простейшие: разнообразие и строение)

Анастасия Шатилович, Катя Хритова, Саша Клюева
Хотите ли вы открыть для себя мир одноклеточных животных? Узнать, кого Левенгук нашел в капле воды и назвал «анималькули»? Своими глазами увидеть, как рождается инфузория и охотится амеба? С помощью микроскопа мы попытаемся проникнуть в секреты сложной жизни Простейших — одноклеточных животных.
Курс рекомендован ученикам 5—7 классов.

Живая река (Возрастная психология и психология развития)

Нестерова Анастасия Владимировна, Мария Кузнецова, Кристина Канцерева
Данный курс посвящен вопросам психологии развития и возрастной психологии. Курс будет интересен тем, кому интересно узнать о закономерностях, согласно которым выстраивается наша жизнь на ее различных этапах, кто любит наблюдать, сравнивать и осознавать то, что происходит во взаимоотношениях людей и внутри нас самих.
Курс рекомендован ученикам 5—8 классов.

Движение души (Потребности и мотивы)

Яна Варваричева
Что стоит за нашими словами, поступками и решениями? Что такое мотив, и чем он отличается от потребности? Почему так сложно бывает найти истинные мотивы поведения человека? Курс «Движение души» посвящен психологии мотивации — одной из сложнейших областей современной психологии. На нем мы рассмотрим основные психологические теории мотивации и подробно познакомимся с видами мотивов.
Курс рекомендован ученикам 7—11 классов.

«Кумир» — программирование для начинающих

Яков Наумович Зейдельман, Александра Фенстер
Что такое информатика, алгоритмы и программирование?
Цель курса — знакомство с информатикой. Мы рекомендуем его для школьников, пока еще не знакомых с информатикой, но желающих узнать основные понятия и подготовиться к дальнейшему изучению. За 5 дней вы научитесь писать программы — сначала простые, а потом и довольно сложные; освоите основные конструкции, используемые в современных языках программирования. Обучение будет проходить на основе учебной системы программирования Кумир.
Будет много интересной самостоятельной работы!
Курс рекомендован ученикам 5—7 классов.

Когда ум касается бесконечности (Теория множеств)

Ильдар Хисамбеев
Из чего состоит пустое множество? Все ли бесконечности одинаковы? О чем могут рассказать графики? В курсе рассматриваются основы некоторых разделов математики. Новые и хорошо знакомые понятия выстроятся перед вами в цельную картину. Это позволит вам с другого ракурса взглянуть на школьную программу.
Приходите, если: вам нравится математика, но не хватает ощущения, что вы дошли в ней до сути, разобрались до полной ясности; вам любопытно, с чего начинается «высшая» математика; вам интересно решать новые необычные задачи.
Курс рекомендован ученикам 9—11 классов.

Как рождается мысль (История развития человеческого мышления)

Маша Сегинёва, Максим Осовский
Кто из известных тебе людей внес наибольший вклад в развитие цивилизации? Какие события, какие организации, какие идеи повлияли на то, что мир стал таким, каким мы его наблюдаем? Как совершались и совершаются научные открытия? Нам кажется, что войны между людьми менее важны для развития, нежели научные открытия. Ждем таких же неравнодушных, чтобы вместе разбираться, как развивается человеческое мышление.
Курс рекомендован ученикам 5—8 классов.

Science in the kitchen

Анна Быстрова, Leandro Iorio, Rosella Lupo
В рамках курса мы познакомимся с основами итальянской кухни и рассмотрим, что происходит с точки зрения физики и химии с используемыми продуктами в процессе приготовления. Так что если тебе одинаково интересно, как узнать, в каких случаях верно употреблять слово «delizioso» или «terribilmente gustoso», а в каких — просто «Амнямням!», так и уточнить закон Бойля-Мариотта, то тебе к нам! Часть курса будет на русском языке, часть — на английском с добавлением нормативной итальянской лексики.
Курс рекомендован ученикам 6—9 классов.

Физика невозможного

Арина Никитина
Ты исследователь? Любишь научную фантастику? Мечтаешь создать свой лазерный меч, построить портал на Луну, разработать мантию-невидимку, но не знаешь с чего начать? Приходи на курс «Физика невозможного» — и мы обсудим последние прорывы в физике, ты узнаешь, как может быть реализовано силовое поле, как заставить лучи света огибать предмет и продолжать свое движение как ни в чем не бывало, что такое сверхпроводимость, и как она поможет в свободном полете над землей и многое другое!
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Основы теории игр (Чудеса теории игр)

Борис Демешев
Почему Кортес сжег корабли? Может ли появление новой трассы увеличить время на дорогу? Почему в большом городе люди равнодушнее, чем в деревне? Как играть в игру «Камень-Ножницы-Бумага и Колодец тоже надо»?
Теория игр знает ответ не только на эти вопросы. Эта наука пытается предсказывать результат взаимодействия нескольких игроков. И иногда этот результат может быть совершенно неожиданным! Из курса можно будет заодно узнать несколько страшных слов: обратная индукция, доминирование стратегий и равновесие Нэша…
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Segway Racing (Building self-balancing Lego robot)

Mike McFarlane
Build a Segway (self-balancing robot) using Lego Mindstorms, learn to program a balancing algorithm, tune the algorithm for performance, tweak the robot for performance, race your team’s robot against the other teams!
This course will be taught in English.
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Аннотации курсов 3 ленты

Математические парадоксы

Анна Быстрова, Марина Ермолова
Нонсенс! Мэру города мэров негде жить. А лифт в твоем доме ездит в одном направлении чаще, чем в другом. Почему штат Алабама не хочет, чтобы доля его мест в Конгрессе увеличивалась? Веришь ли ты, что вероятность того, что 2 школьника из команд Альфа и Каппа родились в один и тот же день, больше 1/2? Говорят, греческий ученый Филит Косский умер от бессонницы, пытаясь разрешить парадокс лжеца. Не хочешь, чтобы с тобой это тоже случилось? Тогда этот курс для тебя.
Курс рекомендован ученикам 8—10 классов.

Костюм как зеркало всего на свете (Сам себе модельер)

Доброхотова-Майкова Ирина Александровна, Катя Малышева
О чем рассказывает одежда с древнейших времен до наших дней? Что общего у фижм европейских гранд-дам, шейных колец африканок племени масаи и современных туфель на 15-сантиметровой шпильке? Всегда ли существовала мода, и есть ли она сейчас? Вы не только узнаете об истории костюма, напрямую связанной с развитием человеческой цивилизации (ведь историю творили люди, на которых было что-то надето, не так ли?), но и сможете самостоятельно разработать модели в стиле разных эпох, пройдя за пять дней путь, проделанный Homo sapiens за 10 тысяч лет.
Курс рекомендован ученикам 7—9 классов.

Чернокнижники в книгах (Отражение исторического лица в литературе)

Оля Кузнецова
Действительно ли такие исторические персонажи как граф Калиостро и Григорий Распутин, Никола Тесла и Яков Брюс обладали сверхъестественными способностями? На этот вопрос трудно ответить. Если они и не убедили весь мир в своих магических способностях, то, по крайней мере, прославились как герои всемирной литературы. А может быть, все было наоборот? Сначала легенда — потом историческая фигура, воспользовавшаяся репутацией и именем волшебника? Во всех этих событиях и разберемся на нашем курсе.
Курс рекомендован ученикам 8—10 классов.

To be green or not to be? (Urban Ecology: what is a «green city»?)

Юля Глазырина
What is a «green city»? How to become a rooftop farmer? When is it possible to watch stars in light-polluted cities? How to count your ecological footprint? What is video-ecology? And, to summarize, what is responsible consumption in the city: a real alternative or manipulation? We will watch ecological films and discuss case-studies from worldwide. The course will be taught in English at a level suitable to you if you broadly understand this abstract.
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Мам, на кого я больше похож? (Введение в генетику)

Полина Гительзон
Хочешь узнать, как некоторые могут достать до носа языком или свернуть его в трубочку? Почему в семье брюнетов родилась блондинка? Чем отличается даун от идиота? Тогда этот курс для тебя!
Курс рекомендован ученикам 9—11 классов.

Организованная международность (Международные организации)

Артем Лазарев
Курс рассказывает о:
• Истории и причинах возникновения международных организаций;
• Деятельности основных международных организаций на современном этапе;
• Взаимодействии международных организаций с другими участниками международных отношений.
Курс рекомендован ученикам 9—11 классов.

Теория напитков

Татьяна «Рысь» Куликова
Хочешь научиться составлять напитки и делать из обычного кофе произведение искусства? Хочешь больше узнать о вкусе кофе и его оттенках? Тогда тебе сюда. Мы будем пробовать, будем смешивать и не бояться нового.
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Правонарушения и юридическая ответственность

Юлиана Демешева
Вы уверены, что изучение права — это скучно и не имеет отношения к вашей жизни? Пора узнать, что в юриспруденции есть множество увлекательных вопросов, которые интересуют всех: кому принадлежит клад из Простоквашино; что мне будет, если я сорву контрольную, сообщив о бомбе; должен ли я платить в магазине, если разбил вазу; если я совершу преступление, а мне нет 18 лет, могут ли посадить в тюрьму моих родителей; и т.п. Многие даже не догадываются, что они могут ответить на эти и похожие вопросы самостоятельно. Достаточно знать несколько теоретических юридических конструкций и представлять, какие основные нормативные правовые акты действуют в РФ.
Курс рекомендован ученикам 9—11 классов.

Кипятильник (Физика обыкновенных процессов)

Ксения Назарова
Холодильник, электрический чайник, утюг, «индукционная» плита, микроволновка, «энергосберегающие» лампочки – вещи, без которых трудно представить быт «современного горожанина». Но понимаешь ли ты, Пользователь благ цивилизации, как и почему это всё работает? Если нет – приходи, будем думать и понимать вместе!
Курс рекомендован ученикам 7—9 классов.

В краю ошибочных суждений (История биологии)

Алёна Турчина, Ксюша Малышевская
Люди, занимающиеся какой-либо из отраслей такой обширной науки как биология, всегда могут ошибиться. Если молодым и неизвестным ученым это почти простительно, то именитым мужам…
На этом курсе вы узнаете, что неверных теорий и суждений в процессе развития биологии было предостаточно. Временами такие ошибки на многие десятилетия затормаживали развитие науки. Также мы рассмотрим причины тех или иных заблуждений, касаются ли они развития человеческого зародыша или происхождения живых существ в целом.
Курс рекомендован ученикам 7—9 классов.

Откуда, как и почему у мухи столько ножек? (Абиогенез и эволюция)

Миша Крючков, Соцкова Настя
Из курса вы узнаете о мире РНК и синтезе первых белков, о преимуществах амеб перед бактериями; как вымирали самые развитые и выживали наименее прогрессивные, и о том, что было бы, если бы метеорит не убил всех динозавров.
Курс рекомендован ученикам 7—11 классов.

Практикум по конфликтологии

Саша Горбунова
Что такое конфликт? Зачем он нужен? Как с ним справляются? Мы будем учиться разбираться в своих мыслях и чувствах, в том, что толкает нас и других людей на те или иные поступки, предупреждать конфликты и управлять ими, разбирать различные конфликтные ситуации.
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Кто я? Какой я? Куда я иду? (Самосознание, самооценка и уровень притязаний)

Наташа Кожина
Курс «Самосознание, самооценка и уровень притязаний» направлен на изучение того, что такое самооценка и с чем ее едят. На курсе будет возможность познакомиться с такими психологическими понятиями, как самосознание, «образ я», самооценка, уровень притязаний, узнать о том, как эти понятия связаны между собой, исследовать свой собственный «образ я», узнать уровень своей самооценки и свой уровень притязаний, а также узнать, в чем причины завышенной или заниженной самооценки, как можно ее скорректировать и обрести уверенность в себе.
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Космография

Ната Блянкинштейн, Андрей Авсеенко
Космографией до начала XX века в русских гимназиях назывался предмет, который объяснял, как движутся звезды по небу, отчего бывают зима и лето, почему Луна видна в форме серпа, как происходят затмения. Если вы хотите узнать, восходит ли Сириус каждый день в одном и том же месте горизонта, где и когда Солнце бывает видно в зените и может ли серп Луны быть направлен рожками точно вниз — добро пожаловать!
Курс рекомендован ученикам 7—9 классов.

Солнце: как оно устроено, и откуда мы это знаем

Илья Овчинников
Откуда берется энергия, излучаемая Солнцем? Если источник энергии тот же, что в термоядерной бомбе, то почему оно не взрывается? В рамках курса будет рассказано о свойствах и строении Солнца. Но чтобы его понять, нам понадобится познакомиться почти со всеми разделами современной физики. Кроме того, мы познакомимся с тем, как были измерены размеры, масса и температура Солнца и звезд.
Курс рекомендован ученикам 8—11 классов.

Физическая муть (История и проблематика физического мировоззрения)

Ваня Рандошкин
Открываю учебник физики. Хочу понять, как устроен мир. Смотрю в книгу — вижу фи… физические формулы. Знакомо? Но мы будем говорить о той физике, которая не поместилась в школьную программу, узнаем историю науки. Нас ждут египетские жрецы, смех Демокрита, кроты и схоласты, Ньютон и богословие, Птолемей, Коперник и мореплаватели. Мы поговорим о том, что такое физика в своей полноте и попытаемся взглянуть на мир через ее призму. Будем заклинать демона Максвелла, отодвигать тепловую смерть вселенной, греться в свете черных дыр. Приходите ловить истину в мутной воде!
Курс рекомендован ученикам 9—11 классов.

Математика для смелых

Михаил Абрамович Ройбтерг
Если ты всегда боялся математики, а теперь набрался смелости и готов разобраться во всем том, что не смог понять на уроках математики за предыдущие 5—10 лет – добро пожаловать! На курсе мы будем обсуждать различные разделы школьной математики по заявкам слушателей.
Курс рекомендован ученикам 9—11 классов.

Аннотации проектов (2+3 ленты)

Трудно быть богом (Делаем трансгенные бактерии)

Марго Меер, Денис Литвинов
В рамках проекта вы научитесь одному из основных методов молекулярной биологии — клонированию. Занятия будут включать как лекции по теоретическим основам, так и большой объем практики. Проект будет осуществляться на базе реальной лаборатории, он полностью займет вторую и третью ленты, а в один из дней — еще и игру со студиями.
Проект рекомендован ученикам 9—11 классов.

Такой вот drug design (Биомедицина)

Петр Власов
Проект является введением в современные методы создания лекарственных препаратов (так называемый rational drug-design). Началу работы будет предшествовать небольшое повторение основ биологии: устройство биологических объектов (ДНК, белки, клетки, организмы), угрозы вредоносных агентов (вирусы, бактерии), механизмы природной защиты (иммунная система). Непосредственная работа в проекте — прохождение теоретических этапов цикла разработки лекарственных препаратов. С помощью баз данных и компьютерных программ, реально используемых в современной биомедицине, мы попробуем смоделировать низкомолекулярные вещества, регулирующие активность конкретного терапевтически актуального белка-мишени.
Проект рекомендован ученикам 9—11 классов.

Анализ данных

Юля Куликова, Дима Матвеев
Как безработица влияет на уровень жизни населения? Как изменился состав среднестатистической семьи за последние 20 лет? Почему Центральный банк опустил ставку рефинансирования? Сколько денег государство тратит на образование людей по сравнению с другими странами? Целью проекта является изучение основ обработки и анализа данных на примере экономических данных. Нас окружает огромное количество данных, результатов исследований, чисел. Очень важно уметь ориентироваться в них, проводить минимальный анализ и делать выводы о существующих механизмах и взаимосвязях. В ходе проекта вы узнаете, где найти и как подготовить данные для ответа на интересующий вас вопрос, как лучше представить результаты работы. Мы рассмотрим основные международные источники данных, базовые методы статистического анализа, поработаем в некоторых программах обработки данных. Несмотря на то, что в ходе проекта мы планируем использовать экономические данные, методы анализа и презентации данных применимы к любой области.
Проект рекомендован ученикам 9—11 классов.

Python и Web-программирование на Django

Андрей Заболотский, Виталий Павленко
Если вы никогда не программировали, но хотите попробовать — приходите, Питон очень легок в обучении. Вы сможете написать программы, которые будут общаться с человеком (конечно, очень простые). Если вы уже умеете программировать на каком-нибудь еще языке программирования — приходите расширить кругозор. Вы удивитесь, как легко многие вещи делаются на Питоне. Кроме того, вы узнаете, как применить Питон к конструированию сайта с помощью фреймворка Django.
Проект рекомендован ученикам 8—11 классов.

Создание сканирующего зондового микроскопа на платформе Arduino

Анатолий Зубрицкий
Оптическая микроскопия — это не единственный из возможных способов исследования объектов микромира. Участники проекта познакомятся с одним из методов, позволяющих создавать трехмерные изображения проводящих поверхностей. Для демонстрации этого метода мы соберем из доступных деталей сканирующую установку. Это будет не конструктор, готовый к применению, а устройство, которое мы будем вместе собирать и отлаживать с нуля. Помимо механических работ, вам предстоит научиться программировать микроконтроллер (и написать работающую программу для него). Визуализация отсканированных объектов будет производиться с помощью gwyddion.
Для участия в проекте очень желательно отличное понимание физики и химии на уровне школьного курса. Также желательно умение держать паяльник в руках и/или умение программировать (хотя бы чуть-чуть).
Проект рекомендован ученикам 10—11 классов.

Пущино: реконструкция центра города (Архитектурно-урбанистический проект)

Ярослав Ковальчук, Анастасия Калмыкова, Юлия Рыбалкина, Лена Фадеева, Митя Кокорин, Рита Петрова
Что делает город удобным для жизни? Как организовать общественное пространство? От чего зависит распределение активности жителей и распределение возможностей для бизнеса? Как изменить городскую среду, как сделать ее более комфортной?
Все эти вопросы актуальны для любого города. Но каждый город индивидуален, и каждый требует конкретных решений.
Как исходный материал для нашего проекта мы возьмем генеральный план Пущино – «идеальный город-сад» для ученых, яркий пример модернистского города, созданного по единому проекту. В этом проекте было предусмотрено почти все, но не все было реализовано, да и жизнь оказывается сложнее представлений планировщиков. Где в Пущино центр городской активности? Удобно ли жителям пользоваться всеми необходимыми услугами? Можно ли доработать и улучшить его инфраструктуру?
Проект будет посвящен поиску возможностей для развития города и изучению ряда градостроительных приемов. Мы предложим участникам проекта взять на себя роль градостроителей-планировщиков. Каждая из групп сможет выбрать одну область в черте города Пущино и предложить свое решение по развитию участка. Результаты проекта будут оформлены в виде конкретных предложений (планов развития, макетов) адресованных городским властям.
Участие в проекте подразумевает посещение практикума на третьей ленте и архитектурных курсов («Город в истории» и «Современная архитектура») на первой или второй ленте (любого из двух или обоих).
Проект рекомендован ученикам 7—11 классов.

Станки с числовым программным управлением

Саша Оликевич
Многие любят изобретать. Но как воплотить свою идею «в металле»? В наше время это удобно делать на станках с ЧПУ (т.е. компьютерным управлением). Как устроены и работают такие станки? Как на них сделать что-то свое? Где вообще можно поработать на таких станках? Как самому сделать станок управляемый компьютером? Куда направлена эволюция станков будущего? На нашем курсе можно будет потрогать, понажимать, поработать на станке.
Проект рекомендован ученикам 8—11 классов.

Компьютерная регуляторная геномика

Ваня Кулаковский, Ваня Антонов, Илья Воронцов, Ирина Елисеева
Проект посвящен анализу специфического класса регуляторных последовательностей, представляющих собой полипиримидиновые тракты (состоящие преимущественно из двух типов «букв»: цитозина С и тимина Т). Эти СТ-богатые последовательности, локализованные около стартов транскрипции ряда генов, представляют собой замечательный объект. Они играют важную роль на уровне транскрипции соответствующих генов и одновременно важны для регуляции трансляции получающихся мРНК. В рамках проекта мы будем осваивать простые компьютерные инструменты и знакомиться с некоторыми страницами молекулярной биологии. Для участия в проекте пригодятся базовые знания молекулярной биологии и/или навыки программирования.
Проект рекомендован ученикам 10—11 классов.

Дискуссионный клуб

Федор Кондрашов
Аннотация А
На курсе «Дискуссионный клуб» мы будем обсуждать и осмыслять короткие литературные тексты. Наша цель — научиться критично думать о прочитанном и получить удовольствие от обсуждения разных мнений о тексте. Мы не ставим целью однозначно определять смысл произведения и вообще не уверены, что это всегда возможно.
Мы надеемся, что в результате вы научитесь:
• С одной стороны, более критично относиться к собственным мыслям;
• С другой — более качественно слушать и понимать мысли других.
Тексты необходимо будет читать заранее, чтобы на курсе сосредоточиться на обсуждении. На проекте курса вам предлагается попробовать написать свой собственный текст. Например, он может быть посвящен темам, затронутым при обсуждении на курсе. В целом, на проекте мы будем:
• Читать тексты к обсуждению;
• Писать свои тексты;
• Обсуждать тексты, написанные другими участниками курса.

Аннотация Б
Дискуссионный клуб — курс, предназначенный для обсуждения и осмысления заранее прочитанных коротких литературных текстов. Само занятие состоит из общего обсуждения, направленного на осмысление самого текста, а также на темы в нем затронутые. Смысл обсуждения не в том, чтобы однозначно определить смысл текста, а в том, чтобы научится критично думать о прочитанном и получить удовольствие от обсуждения разных мнений. Этот курс поможет более критично относиться к собственным мыслям, а также научится слушать и понимать мысли других. В рамках проекта каждый участник попробует написать свой собственный текст, основываясь на самых разных темах, которые могли быть затронутыми во время обсуждений. Проектное время будет использоваться и как рабочее время для чтения и писания, так и в качестве времени для обсуждения текстов, написанных вами.
Проект рекомендован ученикам 10—11 классов.

beykoz evden eve nakliyat - çekmeköy evden eve nakliyat - kadıköy evden eve nakliyat - kartal evden eve nakliyat - maltepe evden eve nakliyat - pendik evden eve nakliyat - sancaktepe evden eve nakliyat - sultanbeyli evden eve nakliyat - tuzla evden eve nakliyat - ataşehir evden eve nakliyat - ümraniye evden eve nakliyat - üsküdar evden eve nakliyat - gebze evden eve nakliyat -
cccccc